стр.13 Индия

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов


«Риг-веда»  
«Махабхарата» - древне-греческий эпос 
Несовпадения: 10 лет или 18 дней?

Мифология Индии родилась позже греческой, о чём свидетельствует введение новых понятий: «аватар» и «реинкарнация». Впрочем боги отчасти уже давно пользовались аватаром, без указания на него. Так, один и тот же бог или богиня могли выступать под разными именами-аватарами, в зависимости от их душевного состояния. Так же, как в Греции, Инанна могла быть богиней любви Афродитой и богиней войны Афиной, так и в Индии она, как жена Шивы, Шакти, могла явиться как гневная Кали или как любвеобильная Лакшми. Также как в других странах, в Индии под именем какого-то бога мог быть другой бог, замещающий первого по причине его смерти или его отхода от клана Энлила, т.е. МЕ предыдущего бога передавалось новому богу. С созданием термина «аватара» и нового учения о реинкарнации, понять, кто есть кто, стало труднее. Теперь под аватарой ( воплощением) какого-то бога мог быть бог с совершенно другим МЕ или кто-то не имеющий МЕ совсем, например: 10 аватаров Вишну, среди которых были рыба Матсья и карлик Вамана. Этот приём наблюдался и в Греции, когда боги принимали обличья кого-то (Зевс принял обличье лебедя, чтобы соблазнить Леду; Афина в образе старца Ментора сопровождала сына Телемаха в поисках его отца Одиссея), но там боги принимали иные обличья на недолгое время, внутренне оставаясь прежними. В Индии бог или богиня могли теперь родиться заново в чьём-то теле и жить в нём всю жизнь, и выяснить, является ли на самом деле та персона тем же богом/богиней под иным именем и образом, или  новый аватар бога есть совершенно другая персона, из-за недостаточности материала просто невозможно.  Поэтому самым важным свидетельством более позднего появления мифологии Индии является результат сопоставления её пантеона с пантеоном Шумер и Греции.

 Мы разберём сначала ведический пантеон богов, отражённый в Риг-веде, которая считается одним из самых древних священных писаний в мире. Позже, в Пуранах и Эпосе, некоторые ведические боги теряют своё значение, а другие, наоборот, в послеведический период становятся главными.

Например, в Ведах бог-создатель Брахма – первичен, и вся вселенная создаётся им и из него. Вишну в Ведах, хотя и упоминается довольно часто, но не играет важной роли, в основном – он младший помощник Индры в борьбе против демона Вритры. Ведийский Кришна – предводитель племени. Его убивает Индра. Шива встречается только в «Яджур-ведах» в его ипостаси Рудры. Он там – не создатель, но смысл, разум вселенной, которая уже создана Брахмой.

 В Махабхарате, это уже - Вишну, кто создаёт всё. В конце каждого мирового цикла он вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Кришна же является воплощением Вишну. А Шива есть Брахма и Вишну одновременно.

Позже, в Пуранах, Кришна становится не воплощением Вишны, а самим верховным божеством Вишной. И теперь Вишну и Брахму создаёт Шива, из чьего первичного фаллоса-лингама они появляются. Чувствуете разницу? Верховная власть из рук Брахмы перекатилась через руки Вишну и стала перетягиваться от  Кришны-Вишны к Шиве, и наоборот. Принимать такие писания за чистую правду могут только те, кто не может увидеть лиц под масками. Попытаемся снять эти маски.

                     «Риг-веда»

Рассмотрим ригведийские божества. Первым, так же как в Египет, пришёл туда бог огня Гибил-Агни (в Египте он был богом создателем Татененом-Птахом), он же – сирийский мастер Тваштар. Вместе с ним прибыл в Индию Нимрод (Индра), владеющий великим оружием ваджрой и покоривший великана Вритру (Намтара-Загрея-Диониса1). Агни и Индра стали наиболее популярными богами «Ригведы». Вместе с Индрой часто появляется его друг Брихаспати (Забаба), а Индрой также был Нинурта.

Бог солнца Сурья, это- Уту. Его жена богиня зари Ушас- Нанайя, т.е. Уту пришёл в Индию уже после смерти своей матери-жены Нингал. Богом луны Сома был Син (позже Сомой стал называться священный алкогольный напиток). Имя Дакша часто употребляется как эпитет Агни и Сомы. И сказано, что Дакша был мужем и отцом Адити (позже -её сыном).  Дакша-Син был отцом Адити-Инанны, и Дакша-Гибил был её мужем. Матерью Адити-Инанны была Вирини-Нингал. 

Бог неба Дьяус (он же Брахма) и богиня земли Притхиви также узнаются сразу. Это – Энлил и Нинхурсаг собственными персонами. Однако в Индии Нинхурсаг не долго была матерью богов. Эту роль там позже взяла на себя Инанна-Адити.

Детьми Адити-Инанны были воинственный бог Варуна-Лулал (сын Думузида) и солнечное божество Митра-Шара (он же ведийск. Савитар, греческий Эрихтоний, египет.Нефертум), рождённый ею от Гибила-Гефеста. Они же – маруты. Позднее Шара также стал индо-иранским Митрой – божеством зороастризма.  Лулал -Варуна утратил свою важность в пост-ведийском пантеоне, что говорит о том, что он умер раньше брата. Ахумараздой в зороастризме был уже не Лулал, а другой сын Инанны -Мелькарт. Мелькарт-Анхур так же, как и Варуна, изображался с верёвкой, типа лассо http://www.religionswissenschaft.uzh.ch/idd/prepublications/e_idd_onuris.pdf

 Мужем Адити-Инанны считался Кашьяпа-Уту, от которого также родились 5 божеств. В греческих мифах сказано, что Афина-Инанна родила от Гелиоса-Уту группу божеств- корибантов. Возможно, что не все из них были детьми Инанны. В Греции, как мы видели, Гера «усыновила» и Гефеста –Гибила, и Ареса-Забабу, чтобы считаться матерью богов. Инанна могла сделать то же самое. И маруты и другие дети Адити назывались Адитьями.

Ашвинами, возможно, были сын Аполлона (Нинурты) Аристей и его сын Актеон –участники индийского похода Диониса, воины, охранники полей и стад, лекари, учителя пчеловодства. Они, хоть и не были близнецами, но как отец и сын всё же могли быть очень похожими. 

Кашьяпа-Уту был сыном Маричи-Сина, который, прогневавшись на свою жену Драхмаврату-Нингал, превратил её в камень. Как мы видели в греческой мифологии, Син намного пережил свою жену (там её убил Беллерофонт-Думузид, её тесть).

Вместе с Дьяусом-Энлилом и Притхиви-Нинхурсаг в Индию пришла и богиня речи и мудрости Вач-Нисаба. Позже, когда  Энлил появился как Брахма, его  женой стала Сарасвати- богиня мудрости и знания, а также лекарь. Это уже была богиня-лекарь Бау.

Ведийский Рудра - бог несчастий и лихорадки, часто отождествляется с богом разрушений и грозы Шивой. Однако это – разные персоналии. Рудра был вначале богом Эррой или Нергалом, богом смерти и лихорадки. Шивой был Адад (с его извечным символом – быком), и его женой стала дочь Сина-Дакши Сати-Инанна (Инанна была первой Сати. Та, которая сожжёт себя, будет второй Сати второго Шивы-Рудры).

Вместе с Инанной в Индию тогда пришёл и друг Инанны хитрец Набу (греческий Гермес) . Это – Пушан, повелитель путей, охранник дорог.

Но мы просто «пробежались» по «Риг-веде». Позже, конечно, состав богов в Индии будет уже другой.

Чтобы убедиться, что индийские боги – это те же боги, с которыми мы уже встретились в Шумере и Греции, давайте разберём более детально древнеиндийский эпос «Махабхарату», написанный позже Вед.

«Махабхарата» - древне-греческий эпос

Основным сюжетом эпоса «Махабхараты» является повествование о распре между двумя семействами Пандавов и Кауравов, которая достигла кульминации в кровопролитной восемнадцатидневной битве на священном поле Курукшетре. Курукшетр является святым местом паломничества в индуизме, так как считается, что здесь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Арджуне перед началом Битвы. Великая битва знаменовала собой начало Кали-юги — четвёртой и последней, наихудшей эры нынешнего цикла истории человечества. Миллионы индийцев верят, что битва произошла именно в индийском  Курукшетре, а миллионы греков верят, что эта битва случилась в греческой Трое и называлась она Троянской войной. Да, мы говорим об одной и той же битве. Чтобы это понять,  постарайтесь состередоточиться на персонажах этой истории.

              Индийская версия.

Сначала вкратце история, переданная в «Махабхарате». Царь Панда был бездетен, и его две жены родили 5 сыновей-Пандавов от разных богов (и всё же они назывались братьями). Когда Панда умер, одна из его двух жён бросилась в его погребальный костёр, а всех сыновей воспитала вторая жена. После смерти Панды царством стал править его брат Дхритараштра, который имел 100 сыновей-Кауравов. Пандавы с матерью стали жить при дворце Кауравов. Дхритараштра был стар и слеп, и подданные стали поговаривать о том, чтобы передать царство старшему Пандаву – разумному Юдхиштхире. Он был на год старше старшего сына  Дхритараштры Дурьодхана,  потому по закону он должен был наследовать престол.  Однако Дурьодхана затаил злобу на Пандавов и уговорил своего отца отправить их в ссылку. Пандавы удалились, но Дурьодхана не успокоился. Он поджёг их дом, и царь, узнав об этом, впал в горе. Когда же Пандавы появились во дворце живыми и невредимыми, он от радости сразу отдал им пол-царства. При правлении Пандавов царство стало процветающим, и все они женились на прекрасной царевне Драупади.

Потом, по наущению Дурьодханы, Пандавы были вынуждены играть в кости на царство. Они проиграли, и царство с женой Драупади стало принадлежать Кауравам.  Драупади, не стерпев насмешек и унижений Дурьодханы, публично доказала царю и всем придворным, что игра была нечестной. Результаты игры были аннулированы, и Драупади вернулась к Пандавам. Однако потом игра была повторена, и Пандавы проиграли опять. На этот раз они ушли в изгнание на 13 лет. Драупади не могла забыть обиды, нанесённой ей Кауравами, и стала упрашивать своих мужей отомстить им и отвоевать царство. В назначенный срок Пандавы вернулись, но Дурьодхана не отдал им царства, а Дхритараштра не протестовал против решения сына. Тогда началась знаменитая битва, в которой победили Пандавы. Дхритараштра по старости не участвовал в битве. В битве погибло почти всё войско. Со стороны Пандавов остались в живых 5 Пандавов, Кришна и 2 союзника: Сатьяки и Юютсу. Со стороны Кауравов – только трое.

После битвы Юдхиштхира правил 36 лет, но потом, не в силах простить себя за гибель всех своих родственников, решил уйти в скитания. К нему присоединились остальные Пандавы и Драупади, и шестером они отправились странствовать. Около горы Меру один за другим они погибли от истощения и были вознесены на небо.

                   Греческая версия.

История о Троянской войне, возможно, совсем не похожа на историю индийского эпоса, но только на первый взгляд. Вкратце легенда сводится к следующему. Спартанский царь Тиндарей объявил о желании выдать замуж свою дочь Елену, славившуюся своей невероятной красотой. Искателей её руки оказалось очень много, и, чтобы выбрать достойного, царь, как положено, устраивал различные поединки, но всё равно никак не мог выбрать лучшего.  Тогда, по совету мудреца Одиссея, он решил предоставить дочери самой решать, кого избрать. А ещё, пока весь свет общества был собран на его дворе, он предложил всем поклясться, что все они помогут избраннику Елены, если он окажется когда-либо в беде. Все поклялись. И Елена из огромного числа претендентов выбрала себе в мужья микенского царевича Менелая.

Однажды Менелая навестил сын троянского царя Приама молодой Парис. В то время Менелай как раз собирался выехать на похороны своего деда, и вынужден был оставить гостя. Парис в отсутствие хозяина, покорённый красотой Елены, решил завладеть ею. Он силою похитил Елену, а также взял некоторые ценности из дворца Менелая, и на своём корабле увёз её к себе, в Трою (история несколько отлична от популярной голливудской версии). Когда Менелай вернулся и узнал о случившемся, он отправился к своему брату Агамемнону, и тот объехал греческих царей и напомнил им о данной ими клятве, которою ранее связал их отец Елены. Так началась самая кровопролитная война, описанная в древне-греческом эпосе.

А теперь соберём мозаику.

1. Оба лагеря в обеих войнах хорошо знакомы друг с другом: воины знают имена тех, с кем они сражаются. Более того, многие имеют родственников в противоположном лагере.

2. В греческой войне принимают участие все женихи Елены, в индийской - все мужья Драупади. Однако, поскольку брак с Драупади не мешал никому из Пандавов иметь других жён и детей от них, брак с Драупади был явно символичен.

3.Обе войны начались из-за прекраснейших из женщин. Драупади, как и Елена, слыла своей неземной красотой, и к ней тоже сваталось множество женихов.

4. Отец Драупади, Друпада, кроме дочери, имел 2х сыновей-воинов: Дхриштадьюмну и Шикханди.
Отец Елены, Тиндарей, кроме дочери имел двух сыновей-воинов: Кастора и Полидевка 1.

5. Драупади стала женой пятерых Пандавов.
Елене мойры определили иметь пять мужей 2, потому что Тиндарей однажды забыл совершить жертву Афродите, и та обрекла его дочерей на многомужие 3 .

6. Царь Кауравов Дхритараштра- стар, у него 100 сыновей. Число 100 – скорее всего символично и означает: большое множество.
Царь троянцев – Приам – стар, детей ото всех жён у него было 50 сыновей и 50 дочерей. Существут много вариаций числа и соотношения полов его детей (например: по Вергилию у него было 100 дочерей 4
), но всегда показано, что детей было очень много.

7.Старший сын Дхритараштры – Дурьодхана, подстрекает отца к конфликту с Пандавами, он завидует им из-за Драупади.
Единственный сын Приама от его первой жены, Эсак, уговаривал отца избавиться от первого родившегося Пандава – Карны-Париса ( о нём в след. пункте). Об Эсаке далее ничего известно, но его функции злодея переходят к другому сыну Приама – Деифобу. От

зависти к отваге и ловкости Париса Деифоб сначала хотел убить его, и он также завидовал, что Парис имеет прекрасную жену. Как только Парис гибнет, Деифоб берёт Елену себе в жёны.  

8. Двое из пяти Пандавов, Накулу и Сахадева, были рождены от Мадри, которая бросилась в погребальный костёр своего мужа.
Двое из выдающихся воинов – женихов Елены, которые были из одного города и пережили Троянскую войну, были Сфенел и Диомед. Известно, что мать Сфенела, Евадна,  после смерти своего мужа Капанея... бросилась в его погребальный костер5 .

9. Погибший в битве Джаядратха – муж единственной дочери Дхитараштры-Приама, это – сын Антенора Геликаон. У Приама было несколько дочерей, но среди защитников Трои только двое были женаты на дочерях Приама. Вторым был Эней, который остался жив, в отличие от Джаядратхи.

10. В стане Пандавов сражался Дрона, который ранее был другом Друпады (Тиндарея), но потом стал его врагом, когда завладел частью царства Друпады.

Гиппокоонт (Дрона) был братом Тиндарея (Друпады), и вначале они были друзьями. Потом Гиппокоонт изгнал Тиндарея из Лакедемона, и стал править сам. В «Илиаде» Гомера (X 515) он упоминается в военном лагере троянцев.

11. Другом и советником Дхритараштры был  Санджая, который пережил войну.
Другом и советником Приама был  Антенор, который пережил войну.

12. Брат матери Сахадевы Шалья воюет на стороне Кауравов и погибает в конце. 
Главк (Шалья) был родственником Диомеда (Сахадевы). Он сражался на стороне троянцев. В песне 6-ой «Илиады» описывается встреча Диомеда (Сахадевы) и Главка (Шальи). Диомед узнал в нём старинного друга, они взаимно обменялись оружием и разошлись. В конце войны Главк был убит.

13. Старший из Пандавов и самый умный, Юдхиштхира, это – Одиссей, который тоже был женихом Елены. Именно Юдхиштхире досталось царство в Индии после битвы на Курукшетре. Он правил там 36 лет, пока не исчез  в горах.
После Троянской войны Одиссей не мог добраться домой 10 лет, а потом, вернувшись и убив женихов своей жены Пенелопы (по некоторым версиям: и её саму), отправился в странствия опять.

В долгом скитании после войны также находились Мемнон и Елена.

1 Настоящим отцом троих считался Зевс  (Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.; Псевдо- Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Гигин. Мифы 155). Также Тиндарей имел свою родную дочь Клитемнестру.
2 Ликофрон. Александра 146.
3 Стесихор. Елена, фр.223 Пейдж.
4
Вергилий. Энеида II 501.
5 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 7, 1; Стаций. Фиваида XII 800-802; Нонн. Деяния Диониса XXVIII 183.

Карна-Парис

14. Карна был старшим из Пандавов. Его мать, Кунти, поняв, что муж Панда бездетен, с помощью старинной мантры вызвала бога солнца Сурью. От него она родила Карну. Испугавшись, что муж не поймёт её и осудит, она подбросила ребёнка и его воспитал возница. Когда Карна подрос, он был среди других претендентов на руку Драупади, но красавица, думая, что он низкого происхождения, не избрала его. Как сын бога он выделялся недюженными силой и храбростью, и был принят во дворец Кауравов. Так, не зная того, Карна оказался во вражеском своим братьям Пандавам лагере. Он подружился с Дурьодханом и вместе с ним замышлял козни против Пандавов. По утверждению мудреца Вьясы, Карна появился на земле, чтобы сеять раздор.

Таким образом, Карна был одним из женихов Драупади-Елены.
Карна воспитывался у приёмных родителей.
Карна родился,чтобы сеять раздор. Кем же был Карна в Греции?

Как мы видели, Пандавы имели разных отцов и матерей, и, предыдущий опыт изучения генеалогий даёт право предположить, что они вообще могли не являться прямыми родственниками. 

Перед рождением Париса, который похитил Елену, было предсказано, что он вызовет смерть всей семьи, и его мать, царица Гекуба, решилась избавиться от младенца, поручив рабу-пастуху отнести его подальше и убить. Однако пастух пожалел ребёнка и воспитал Париса в своей семье. Наблюдая за пастушком Парисом, Зевс заметил, что Парис –очень справедлив. И, когда к Зевсу пришли три богини с просьбой рассудить их, кто из них красивее, он отослал их к юноше. Гера обещала Парису господство над Азией, если он изберёт её, Афина —военную славу, Афродита — обладание Еленой -прекраснейшей из женщин. Юноша выбрал Афродиту, тем самым снискав расположение последней и неприязнь двух первых богинь. Расположение и неприязнь позже распространилась на всех троянцев.

Парис был узнан дочерью Приама Кассандрой, и был возвращён во дворец. Позже, по совету Афродиты, он отправился в поход в Спарту, где и встретил Елену. Следовательно, Парис, также как Карна, был источником раздора; также воспитывался в чужой семье, долго не зная того; и также был женихом самой прекрасной женщины. 

Менелай-Арджуна, Агамемнон-Кришна и Плисфен-Баларама

15. Пандавом, с которым Драупади-Елена имела особенно тёплые отношения, конечно, был Менелай- Арджуна. В обоих эпосах он первым начинает подготовку к войне. 

16. Кем же был Кришна, который возглавил войско Пандавов, и который особенно любил и всегда помогал Менелаю-Арджуне?
Менелаю помогал его старший брат Агамемнон, ставший предводителем греческой армии.


Немного о Кришне. Его отец, Васудева, был женат на сестре злостного правителя Камсы. Камса бросил своего отца в темницу и завладел троном. После того как Камсе напророчествовали, что он погибнет от руки восьмого сына своей сестры Деваки, он заключил в тюрьму Деваку и её мужа Васудеву и оставил их в живых при условии, что они будут отдавать ему всех родившихся у них младенцев. После того как Камса убил первых шестерых детей, седьмой ребёнок Баларама был чудесным образом перенесён из чрева Деваки в чрево другой жены Васудевы Рохини, которая в то время находилась на свободе. Восьмым ребёнком Деваки и Васудевы родился Кришна. Когда Кришна подрос, он убил
Камсу.

Несколько изменённая, но всё же узнаваемая история случилась в семье Агамемнона. Злобный брат его отца Атрея, Фиест, завладел троном, каким-то образом избавившись от деда Агамемнона, царя Пелопа (как умер Пелоп, неизвестно). Атрей, разоблачив Фиеста, выслал его из страны. Тогда, чтобы отомстить, Фиест выкрал сына Атрея — Плисфена, и воспитал его как родного, вселив ненависть к Атрею. Он хотел использовать юношу так, чтобы тот убил отца, но тот сам пал от руки Атрея. Когда Атрей узнал, кем был убитый, то решил отплатить брату. Он убил сыновей Фиеста, а из их мяса велел приготовить жаркое, которое подал на стол, пригласив Фиеста пообедать. И Фиест ел мясо своих детей. Потом Атрей был убит сыном Фиеста. А позже Фиест был убит сыном Атрея Агамемноном.

Хотя последняя история имеет больше поворотов, и злодеями оказываются обе стороны; хотя акцент в ней приходится не на брата матери Кришны-Агамемнона, а на брата его отца (родословная матери– очень неопределённая), суть обеих историй сводится к одному: семейная распря, в которой дети становятся жертвами; выживший сын убивает обидчика своей семьи.  

Кришне-Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском Пандавов-греков. Именно он первым идёт на переговоры, стараясь избежать конфликта. Он – в числе выживших после войны.  В «Матсья-пуране» говорится, что во время битвы на Курукшетре Кришне было 89 лет. Агамемнон тоже был далеко не юношей (то, что ему могло быть 89 лет, будет показано ниже).  Агамемнон не был обычным царём, и об этом говорит тот факт, что в Спарте его почитали как Зевса-Агамемнона 1. Почитание его как бога было почти повсеместным. Храмы Зевсу-Агамемнону существовали также в Аттике и  в Ионии, хотя Агамемнон никогда не царствовал в тех местах 2 .

17. Баларама, старший брат Кришны по отцу, который был убит ранее Кришны (Агамемнона), это – Плисфен, старший брат Агамемнона по отцу, от первой жены Атрея.

18. Интересная параллель: в «Махабхарате» говорится, что Арджуна (Менелай) убил Карну (Париса), а Бхимасена (Аякс) убил Духшасану (Гектора), хотя  Гомер говорит, что Париса убил Филоктет, а Гектора – Ахилл. Однако, Гомер также рассказывает о двух единоборствах между двумя лагерям, которыми они хотели завершить войну. Эти единоборства были между Менелаем (Арджуной) и Парисом (Карной)3 и между Аяксом (Бхимасеной) и Гектором (Духшасаной) 4 . Проигравшая в единоборстве сторона: Парис и Гектор, в «Махабхарате» были названы убитыми.

1Ликофрон. Александра 1123, 1369 и комм.; Климент. Протрептик 38, 2, из Стафила.
2 Гомер. Цит. соч. IV. 512 и cл. и 581 и cл.; Цец. Схолии к Ликофрону 112- 114 и 1369; Павсаний VII. 5. 5.
3 Гомер.Илиада
III http://ancientrome.ru/antlitr/homer/index.htm
4 Гомер. Илиада
VII
.

Сатьяки-Идоменей  и Критаварма-Эней

19. После битвы, кроме Пандавов, спасся Сатьяки – друг Арджуны и Кришны.
Друг Менелая (Арджуны) и Агамемнона (Кришны), Идоменей (Сатьяки), также остался
жив.  

Елена в беседе с Приамом вспоминала, что Менелай часто угощал Идоменея в доме, когда он приходил из Крита 1. В Илиаде он упоминается как один из царей выше всех других почитаемый Агамемноном 2.

20. Критаварма (Эней) в «Махабхарате» - один из 3 кауравов, оставшихся в живых после битвы. Позже Критаварну убивает Сатьяки (Идоменей). Неизвестно, как окончилась жизнь Энея, но во время Троянской войны он дрался с Идоменеем 3, а в легенде о 7-летнем странствии Энея после войны Идоменей назван старым врагом его семьи4 . Сатьяки-Идоменей пережил войну, потому мог быть убийцей Энея.

1 Гомер.Илиада, III 230-233.
2  Гомер.Илиада, IV 258.
3
Гомер.Иллиада
XIII 500.
4 http://legendy.claw.ru/shared/1/information/295.html.

Шива-Юютсу-Гелен

21. Вместе с Пандавами битву пережил Юютсу -один из Кауравов, который примкнул к Пандавам.
Один из сыновей Приама  - Гелен, поконфликтовав с семьёй, ушёл из Трои. Его взял в плен Одиссей, и Гелен рассказал ахейцам, как можно взять Трою 1
. К концу войны Гелен подружился с ахейцем Неоптолемом и женился на его матери.

Юютсу-Гелен также был Шивой-Рудрой, которому досталось МЕ Нергала (Рудры). Как Шива Гелен-Юютсу не принадлежал ни к какому лагерю. Он уже не был воинствующим Шивой, как Нергал, но был Шивой мыслителем, Шивой, у которого появился 3-ий глаз.

1Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Филоктет 605-614; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 10-11; Конон. Мифы 34.

Гхатотка́ча -Ахилл

22. Самым ловким и отважным греческим воином Троянской войны был Ахилл (Ахиллес) – сын богини Тефиды и смертного Пелея. Он был убит стрелой Париса-Карны.

Гхатотка́ча (Ахилл) по материнской линии был ракшасой, т.е.на половину демоном (Это значит, что Тефиды-Семирамиды в Индии тогда не было. После войны она правила в Египте) и потому обладал многими мистическими силами, что сделало его важным воином в битве на Курукшетре. Кришна старался избежать схватки Арджуны (Менелая) с Карной (Парисом), пока в руках Карны находился подаренный Индрой магический дротик. Поэтому Кришна приказал Гхатоткаче (Ахиллу) сразиться с Карной. Не в силах одолеть могучего ракшаса, Карна, как и надеялся Кришна, был вынужден прибегнуть к помощи волшебного дротика. Так Гхатоткача-Ахилл был убит, приняв на себя гнев Карны-Париса.

23. Перед Троянской войной в жертву была принесена дочь Агамемнона – Ифигения. В Индии Агамемнон, будучи положительным Кришной, этого не делал. Перед битвой на Курукшетре, якобы, был принесён в жертву сын Гхатоткачи-Ахилла  Барбарика (Кхатушьямджи). Этот факт также говорит о том, что в Индии история о войне была написана после Троянской войны. Ахилл погиб, и поэтому, в жертву, якобы, был принесён его сын, поэтому его имя «Гхатоткачи» переводится как «горшок безволосый», поэтому его мать – демон, а не богиня. Только те из ахейцев, которые пережили войну, стали великими героями индийского эпоса.

24. В обоих эпосах наблюдаются те же взаимоотношения: Юдхиштхира-Одиссей часто появляется с Сахадевой-Диомедом, Кришна-Агамемнон с Арджуной-Менелаем, Арджуна-Менелай с Бхимасеной-Аяксом (очевидно индийский протопип вобрал в себя образы Аякса Великого, погибшего сразу после войны, и его родного брата Тевкра, жившего и много путешествующего после войны).

Остальные соответствия между героями индийского и древне-греческого эпоса в изложении Гомера и Гесиода привести трудно из-за недостаточности информации. 

Несовпадения: 10 лет или 18 дней?
Есть, конечно, и несовпадения между «Махабхаратой» и древне-греческим  эпосом, и их немало, но многие из них могут быть «сглажены». Например: сказано. что битва в Индии продолжалась 18 дней, а в Греции – 10 лет.  Однако в Илиаде описывается только последний год войны. И поединок между Менелаем и Парисом, который должен был бы предотвратить войну, оказывается почему-то  среди событий десятого года войны. Такой поединок не имел бы никакого смысла после 9 лет сражений. Кроме того, осаждённому городу просто невозможно было бы выжить 10 лет, но ничего не говорится о голоде в осаждённом городе. «Иллиада» говорит о 61 убитом ахейце и 208 троянцах. Это тоже - не потери 10-летней войны. Логично предположить, что война велась, если не 18 дней, то не более нескольких месяцев.

По данному поводу любопытный пример даёт сам Гомер, отмечая, что Геракл, за несколько лет до Троянской войны пришедший в Трою за обещанными Лаомедонтом (Сином) конями, с шестью кораблями и несколькими воинами завоевал Трою:  «Геракла,... львиное сердце!   Он, приплывши сюда, чтоб взыскать с Лаомедонта коней,   Только с шестью кораблями, с дружиною ратною малой,    Град Илион разгромил и пустынными стогны оставил!» (Гомер.Илиада V 640 )

Дион Хрисостом в своём труде «Lacus Curtius»  задаёт  вполне оправданные вопросы: «как  мог город, который был взят и превращён в руины, восстановиться так быстро и чудесно, что в кратчайшее время стал величайшим во всей Азии? И как получилось, что Геракл, прийдя только с шестью кораблями, захватил его, когда город не был в подчинении очень долгое время, а ахейцы, прийдя с 1200 кораблями не могли его захватить, когда город недавно был разрушен? Или почему Геракл, убив отца Приама, своего смертного врага, оставил Приама царём, вместо того, чтобы назначить кого-нибудь из своих править страной?» (Dio Chrysostom. Lacus Curtius 11  p491)

 
Логично предположить, что и продолжительность Троянской войны, и численность воюющих были явно преувеличены Гомером. 

 

                                                                           

             При цитировании указание источника обязательно.