стр.22  Новый Зевс и зороастризм (маздаясна, огнепоклонство).

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

http://avesta.isatr.org/zoroastr.htm
http://blagoverie.org/avesta/index.phtml

Религия древнего Ирана претерпела радикальные изменения: от поклонения многим богам к практически единобожию (подобно религиозной реформе фараона Эхнатона).

Древне-иранский пантеон богов во многом был похож на индуистский пантеон. Там были те же  Индра, Варуна, Агни, Митра и др. ведические боги, был также божественный алкогольный напиток сома (авест. хаома). Божества также делились на две группы: божествами одной группы были дайвы (древнеинд. дэвы), а другой асуры (древнеинд. асуры). И по началу, как  и  в Индии, дэвы были главными богами, а асуры злыми демонами. Но позже всё стало наоборот: в Иране, Кавказе, Малой и Средней Азии, Западной Сибири и в др.местах дэвы стали считаться злыми демонами, а асуры- богами.

 Пророком Заратуштрой (Заратустрой,Зороастром) Ахура-Мазда был объявлен верховным богом и творцом всего сущего. Он и его 6 благих достоинств (семеро бессмертных Амеша Спента), которые вначале были его сторонниками, а потом - просто персонификациями его качеств1, стали асурами. Почти все остальные боги, включая Индру, стали злыми демонами-дэвами. Только несколько из бывших ведийских богов, такие как Митра и Варуна остались богами, но для них был придуман новый термин язата, что означает тот, кого следует почитать, кому следует приносить жертвы.

Поскольку Ахура Мазда появился вместе с ведическими  богами, это значит, что какое-то время он находился вместе с ними, но под другим именем 2. Потом, добившись власти, он пришёл под именем верховного бога и поменял своё окружение, оставив около себя только нескольких угодных ему богов. Поэтому история бога, который позже назвался Ахурой Маздой, началась ещё до того, как он стал верховным. Итак, кто же был им?

1 Многие боги к тому времени начали терять индивидуальность и стали либо обозначать явления природы: воду, огонь, луну, солнце и пр, либо некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект абсолютного Добра или Зла.
2 Малая Авеста называет 101 имя Ахуры Мазды http://blagoverie.org/avesta/horde/101.phtml.

Ахура Мазда (или Ормазд)пришёл после ведических богов, т.е. он не был богом первого поколения. Он был верховным богом, который изображался на крылатом диске. На этом диске верховным богом 2-го поколения мог быть либо Сет (Приам), либо Зевс (Эней), и 3-го поколения только Зевс (Мелькарт)1.

                        

Врагами Ахуры Мазды были дэвы, среди которых был также Индра. Индрой, как помните, был Нинурта (и иногда Нимрод). Ко времени, когда Приам (Эней) получили Диск 2, Нинурта (и Нимрод) был уже мёртв, и Индрой стал Мемнон, который принадлежал к лагерю Приама. Поэтому Приам и Эней не могли быть Ахурой, который был против Индры-Мемнона.

Следовательно, Ахурой был никто иной, но Мелькарт. Главным врагом Ахуры был демон Ахриман, который постоянно вредил Ахуре Мазде. Им, возможно, был Эней, который по началу был грозным богом времени Зерваном (Зурваном), или Кроном-Сатурном 3.  Плохим Индрой, конечно, был Мемнон. И здесь отражена история борьбы Ахуры-Мелькарта до того как он стал верховным богом Маздой. Позже Ахриман и его войско дэвов были  побеждены. Рассказ об этом повержении дэвов в Младшей Авесте гласит: Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике 4. Теперь их место под землёй, в горах и пещерах и на севере, где живут кочевники почитатели дэвов. Т.е. все неугодные Мелькарту были уничтожены после Троянской войны.

1 Ахура Мазду греки обычно называли Зевсом - Геродот. История I 131. Зевсами были Энлил, Эней и Мелькарт.
2 Это случилось после похода Геракла на Трою.
3
Кем он стал после Троянской войны.
4 Прослеживается тот же мотив, что и в кельтской мифологии, где все Туата Де Дананн и фоморы также оказались в холмах и пещерах.

К слову, о дэвах. Среди них особо заслуживает внимания Бушьяста (дэв женского пола). По утрам, когда поёт петух, обнимая человека своими длинными руками, она нагоняла на него сон и отвлекала его от полезной деятельности. Бушьяста- бывшая богиня утренней зари Эос, имела эпитет долгорукая, как у её бывшего мужа Уту-Луга.

Главным земным помощником Ахуры-Мазды был Митра, в функцию которого первоначально входило посредничество между миром богов и человечеством. Позже он превратился в божество договора, а также стал богом солнца и покровителем воинов. О Митре в Яште 10.1 сказано, что Ахура создал Митру достойным такого же почитания и восхваления, как и сам Ахура Мазда.

Митрой с самого начала был брат Мелькарта по матери Инанне Шара - сын Афины/Секхмет и Гефеста/Пта Эрихтоний/Нефертум. Будучи Эрихтонием, он изображался либо обвитым змеем, либо в облике змея1. Будучи Нефертумом, он часто изображался во львином облике. Как Митра, он изображался во львином облике, обвитым змеем. После Троянской войны он получил МЕ Мемнона и стал Аполлоном богом солнца.  Древне-греческие историки отождествляли Митру с Аполлоном 2.

Следующим Аполлоном, который победил Пифона-Сета второго (Гелена), был Мандулис сын Мелькарта. Тогда он изменил облик: как главный сподвижник Мазды он уже стал изображаться в облике юноши.

                           

После Мандулиса Митрой и Аполлоном стал сын Мандулиса фараон Ранеб-Апис-Серапис. В надписи из Ксанфа Аполлон был назван xaθrapati (Митрой), а также Сераписом 3. С Сераписом Митру сравнивали многие историки древности 4.

1 Павсаний. Описание Эллады I 24, 7.
2
Псевдо-Клементины 6.10; de Jong 1997, p.286; Бойс 2003, с.127.
3 Jong, Albert de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997,р.33.
4
А. Д. Х. Бивар. Митра и Серапис // Вестник древней истории № 3, 1991

Третьей в верховной триаде богов была Ардвисура Анахита, богиня воды, влаги, плодородия, медицины и мудрости. Она  воспринималась в качестве дочери Ахура-Мазды. Ею, однако, была его жена Исида, ставшая к тому времени богиней влаги Тефнут-Менхит вместо Инанны, богиней воды после Фетиды-Нисабы, богиней плодородия и медицины после Бау, и мудрости как сама мудрая Исида.

Плутарх рассказывает, что персидский царь Артаксеркс II, когда его дочь-жена Атосса страдала от кожной болезни, молил Геру об её исцелении и приказал усыпать золотом и серебром расстояние в 16 стадиев, отделявшее храм Геры от дворца 1. Герой после Инанны также стала Исида. Она же -Спэнта-Армаити, которую отождествляли с Деметрой.

На монетах парфянских Аршакидов Зевс соответствовал Ахура Мазде, Аполлон Митре, Геракл Каллиник Веретрагне, Ника Аши, а Деметра Спэнта-Армаити 2.

Язатом Варуной, или новым Посейдоном, стал Мемнон, получивший от Гелена Ме Энки трезубец, во время Троянской войны.

Язатом Веретрагной богом победы, обладателем постоянного эпитета Созданный Ахурами, возможно, стал Гор-Неотолем, унаследовавший МЕ Ареса (Гектора). У Веретрагны был эпитет похожий на эпитет Индры : убивший Вритру. Вритрой, вероятно, был Приам, которого убил Неоптолем.

В надписях Антиоха I Коммагенского (62 год до н. э.) Оромазд (Ахура-Мазда) сравнивается с Зевсом; Митра с Аполлоном; Артагн (Веретрагна) с Аресом 3.

Луной после Троянской войны стала Артемида-Персефона Елена, дочь Мелькарта (Зевса 3-го). Солнцем-Гелиосом к тому времени был кто-то, кто заменил  Уту.

Высокое положение занимал  сын Ахура-Мазды Атар - божество, олицетворяющее огонь. Им был сын Зевса 3-го (Мелькарта) и Геры 4 (Исиды) Мандулис, которому после смерти Гильгамеша-Тора-Геракла  было передано МЕ бога огня Гефеста (молот).  После смерти Шары-Аполлона Мандулис стал и Аполлоном, и Гефестом, поэтому культ Митры, как бога света, включил в себя и поклонение огню.

1 Плутарх. Артаксеркс 23. 
2 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 2003, с.127.
3 Albert de Jong. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997,р.32; Ван-дер-Варден 1991, с.176, 198.
 
4 Цицерон. О природе богов III 55.

Серапис (Апис- Ранеб) получил МЕ Мандулиса (Мневиса) и стал следующим Митрой. Ниже на илл.слева : Серапис с лучами солнца (диск, Британский музей.Лондон. II в. ); справа: Серапис изображён как Митра первый (илл. из книги Thomas Bulfinch, The Age of Fable .Philadelphia: Henry altemus Company, 1897)

                    serapis_22113_sm.gif (30100 bytes)

Почитание Сераписа было почти повсеместным. Его отождествляли даже с Зевсом. Выход на передний план в зороастризме культа Митры как земного представителя Ахуры Мазды может говорить о том, что Серапис был не только Митрой, но и самим Заратустрой и позже, по всей вероятности, самим Ахурой Маздой (Зевсом). 

Религиозную реформу от почитания многих богов-дэвов с кровавыми жертвоприношениями и возлияниями хаомы к бескровному почитанию нескольких богов (позже - в основном только Мазды и Митры), Заратустре помог провести легендарный царь Виштаспа. Нет никаких сведений, в какое время он жил.

Согласно древнеиранскому преданию, сохранённому автором
IV в. до н.э. Харесом Митиленским1 , Виштаспа (в тексте Гистаспа) был сыном Афродиты и Адониса: У Гистаспа был младший брат Зариадр, о них же местные жители говорят, что они родились от Афродиты и Адониса; Гистасп правил Мидией и нижней страной [Персией], Зариадр же выше Каспийских ворот, вплоть до Танаиса. Совпадение имени и места позволяет отождествить сына Адониса Гистаспа с Виштаспой.

Из шумерской мифологии нам известно только об одном сыне Афродиты-Инанны и Адониса-Думузида Лулале, кем вероятно был Капаней, погибший при Фивах. О втором сыне нам ничего не известно. Но , если это так, тогда сын Думузида мог жить приблизительно до 2000-1900 г. до н.э., и Заратуштра мог проповедовать до этого времени.

Зороастрийские тексты говорят, что Виштаспа правил 120 лет2. Значит он жил, как минимум, 150 лет, что также совпадает со средней продолжительностью жизни до 2000- 1900 г .до н.э.

Последним фараоном, который практиковал человеческие жертвоприношения у своих храмов-гробниц был фараон Каа, вокруг похоронного комплекса которого было 26 человеческих захоронений. Следующий фараон Хотепсехемуи, не повторял эту практику. С 2003 г до н.э. стал править Ранеб-Серапис-Митра, который как Заратуштра ( и как мексиканский Кетсалькоатль) узаконил бескровные жертвы 3.

Время жизни Заратуштры традиционно относят к концу VII началу VI в. до н.э.  Некоторые европейские учёные отодвигают традиционную дату назад, до 1500 года до н.э. 4, другие, наоборот, приближают её, желая отождествить покровителя Заратуштры Виштаспу с отцом царя Дария. Однако древнегреческие авторы писали, что Заратуштра жил за  6 тыс. лет до Платона. Такая завышенная дата была дана греками из-за недопонимания зороастрийского цикла великого года, 12 тысяч лет которого был разбит на 4 периода по 3 тысячи лет. Поэтому от Платона (428-348 гг до н.э.) 6000 лет поделённое на 4 приводит нас приблизительно к 19-20 столетиям до н.э. времени правления Ранеба.  

1 Харет X, фр.17 Мюллер = Афиней. Пир мудрецов XIII 36 // Вестник древней истории. 1947. № 3. С.252.
2 Бундахишн, 34  // Зороастрийские тексты. М., 1997. С.311.
3 Человеческие жертвоприношения были сохранены в зороастризме в других формах.
4 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., Наука, 1988, 303 с.69-70. http://avesta.isatr.org/zoroastr/Boyce0002.htm

Таким образом, хотя у нас нет прямых доказательств о том, когда именно Заратуштра начал свои реформы, у нас есть досточно косвенных доказательств того, что и Заратуштра, и Виштаспа жили в то переходное время, когда в очередной раз верховная власть перешла в руки нового поколения богов.

От поклонников зороастризма можно услышать о том, что в зороастризме, так же как в иудаизме и христианской религии, есть учения о воскрешении мёртвых, о рае и аде, о всеобщем Последнем Суде и вечной жизни воссоединившихся души и тела. И многие даже считают, что христианство переняло данные учения из зороастризма. Давайте посмотрим, учил ли  этому Заратуштра-Митра, ведь именно он первым из богов, будучи фараоном Ранебом, узнал о Боге Библии, когда Авраам с Сарой вошли в Египет во время его правления в 1972 г.до н.э..   

Священная книга зороастризма Авеста не представляет собой единого целого. Древнейший слой Авесты яшты, это народный эпос. Следующий - гаты - оды, приписываются творчеству Заратуштры. Остальные части позднейшие писания жрецов. Согласно преданию, Авеста когда-то состояла из множества книг. Однако Александр Македонский, разрушив державу Ахеменидов, уничтожил большинство из них. Затем многие  зороастрийские книги были уничтожены арабами-мусульманами. Наиболее древний известный науке список Авесты датируется только XIII в. н. э. В дошедшем до нас виде Авеста делится на пять книг, четыре из которых написаны на древнем "авестийском" языке, родственном санскриту (датируются от 1200 до 800 г.до н.э.1), и одна на пехлеви, или среднеперсидском (язык Ирана эпохи Сасанидов, т. е. III-VII вв. н. э.). Однако в каждой книге имеются различные по времени и месту возникновения напластования.

Следовательно, хотя в зороастризме действительно есть указания на Суд и вечную жизнь, нет абсолютно никаких доказательств, что данные понятия были в зороастрийских книгах до того, как были написаны первые книги Библии. С  другой стороны, книга Иова, имеющая размышления о Суде, воскрешении, аде и рае, была написана ещё до Пятикнижия Моисея (т.е. до 1500 г до н.э.), и отрывки из неё были найдены среди кумранских свитков, датируемых от 250 года до н. э. до 68 года н. э.. Сам же Иов жил либо во время Авраама, либо даже до него, поскольку жил дольше Авраама (Авраам 175 лет, Иов возможно более 190 (Иов 42:16)); во времена Иова ещё не было левитов-священников (Иов 42:8), и друг Иова относился к племени феманитян (2:11), которые просуществовали не долго после Потопа (позже упомянуты только в 1Пар.1:48). Таким образом, зороастризм был установлен приблизительно во II-ом тыс.до н.э. богом Митрой/Сераписом/фараоном Ранебом. Однако идеи о Суде и воскрешении мёртвых в зороастризме появились после того, как эти идеи стали популярными среди иудеев. 

1 J. Kellens. AVESTA the holy book of the Zoroastrians. http://www.iranicaonline.org/articles/avesta-holy-book

После Троянской войны всё оружие и власть перешли к лагерю Мелькарта-Зевса 3-го. На  Диске он стал известен как персидский бог создатель Ахура Мазда.

На этом персидском артефакте показано поклонение 3-м высшим богам, помогающим в битвах: Ахуре Мазде (Мелькарту),  Шамашу (Уту) и Ассуру (Нимроду-Аресу).

Вместе с Диском в виде колеса Мелькарт появлялся как кельтский Таранис и как славянский Перун. На Диске- крылатом солнце, его сын Мандулис как Гор Бехдетский сражался с  оставшимися сторонниками Сета (Гелена). 

                                                       

             При цитировании указание источника обязательно.