стр.5  Религия Хурритов и Хеттов.

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

Угарит и Ханаан
Финикия
Мелькарт - Геракл
Многоликая Астарата
Вторые итоги


На карте: приблизительные границы расселения хеттов (синий цвет) и хурритов (зелёный).

Хурриты жили на территории Северной Месопотамии, хетты занимали полуостров Малой Азии. Пантеон богов хурритов и хеттов (хаттов) во многом был схож. Помимо общих для обеих религий богов: бога грозы Тешуба, богини-матери Ханнаханны и др., они включали имена некоторых вавилонских богов, таких как: Ану, Энлил, Эа, Иштар (Инанна), Забаба и др..

Клинописная табличка XIV-XIII вв.до н.э., получившая название «Царствование в небе», повествует о том, что хурритский бог-создатель всего Алалу (шумер. Апсу) имел сына Ану (шумер.Ан). Через 9 лет Ану победил Алалу, и тот ушёл в подземный мир ( в шумерском мифе Апсу стал морской бездной, в которой стал жить Энки; в греческом мифе Апсу – древний бог Океан или Понт). Позднее, ещё через 9 лет, на Ану восстал Кумарби (шумер. Кингу, который получил скрижали судьбы от Тиамат вместо Ана, что по-видимому и спровоцировало войну Ана с Тиамат). Когда Ану пытался убежать, Кумарби вырвал его гениталии, семя Ану упало на землю, и из семени родился бог грозы и войны –Тешуб (шумер.Адад или Ишкур, семитский Ваал). Позже Тешуб и Ану убили Кумарби 1 (шумер.Кингу, греч.Офиона).

Все, кто изучал хурритский эпос, находят параллель между хурритским мифом о низложении молодым богом бога-отца с очень похожим древне-греческим мифом, где Кронос (Кумарби-Кингу) кастрирует своего отца Урана (Ана).

В греческой мифологии иногда Зевс (Энлил) тоже кастрирует своего отца Кроноса (которым на этот раз является Ану) 2. Тогда Кумарби представлен  морским чудищем Офионом, с которым Кронос (Ану) сражался задолго до воцарения на Олимпе богов 3. Потому что вначале, до Кроноса, в Греции правили Офион и его мать-жена Эвринома 1-я (Тиамат)4.

Хеттский миф об Улликумми рассказывает уже о том времени, когда Тешуб (Адад) имел свою семью, и всё ещё правящий Кумарби, боясь, что Тешуб когда-нибудь убьёт его, тайком от Энлила, Энки, Хебат и, конечно, самого Тешуба, в морских глубинах взрастил своего сына каменного гиганта Улликумми, рождённого от морской скалы. Кумарби надеялся, что великан убьёт Тешуба 5. Однако гигант был убит Тешубом, Энки и другими богами.

1Leick, Gwendolyn. Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology. Routledge: 1998. p. 106.
2
Орфика, фр.154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16;
3Ликофрон. Александра 1194.
4
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 500
5
(Песнь об Улликумми на англ.
http://limudbchevruta.wiki.huji.ac.il/images/Ullikummi_1.pdf
;
О Песне на русс.-
(http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1003420/51/
Huk_Samuel_-_Mifologiya_Blizhnego_Vostoka.html

 Улликумми скорее всего был одним из монстров, или обобщающим образом всех монстров, рождённых от Тиамат и Кингу для войны с восставшими против них богами. Об этом говорит шумерский миф «Энума Элиш». Саму Тиамат убил Мардук, а её сообщника и главнокомандующего Кингу, как видим, убили Ан и Адад.

Данные мифы дают нам понять следующее: 1. Адад был рождён через 18 лет после Потопа; 2. Борьба с Кумарби и его сыном происходила в то же время, что и борьба с Тиамат.

Из хеттского мифа о Телепину мы узнаём, что богом грозы там был Тару (Тархунт), и его женой была богиня солнца Аринна. Их сын Телепину был богом плодородия. Начало мифа не сохранилось, а далее миф повествует о том, как бог Телепину внезапно исчез. Из-за этого в очагах погас огонь, скот перестал плодиться,  зерно не созревало. Его долго искали, но найти не могли.  В конце концов, мать богов Ханнаханна послала на поиски пчелу. Пчела нашла мирно спящего Телепину и укусила его. После этого проснувшийся Телепину возвратился, и земля снова стала плодородной.

Обычно Тару (Тархунта) считают ипостасью Тешуба (Адада), но мы можем удостовериться, что они – разные личности. Боги грозы считались богами плодородия, поэтому пшеница в руке Тару – атрибут вполне оправданный. Однако гроздь винограда в другой его руке – символ  бога виноделия Диониса.


Илл.:Тархурнт (1. фото QuartierLatin1968; 2. фото cRea80 Википедия).

Дионисом был Нимрод-Осирис, и его женой вначале была Ариадна-Нанайя (хеттская богиня солнца Аринна, хананейская богиня солнца Шапаш, греческая богиня восходящего солнца Эос). От Диониса-Нимрода Ариадна-Нанайя родила Стафила (Телепину), который был постоянным спутником и любимцем Диониса, и вместе с ним участвовал в походе Аргонавтов.

Хеттский миф об Иллуянке повествует о том, как Тару(Нимрод) убил дракона Иллуянку и её детей. Однако в битве с драконом погиб его сын Телепину (Стафил), который был мужем дочери дракона Иллуянки.

Драконом Иллуянкой была Ехидна (Бау), в борьбе с которой, согласно греческим мифам, принимал участие Аргус 1 (Нимрод). Её дочери, как было показано раньше, были гесперидами, и женой Стафила считалась гесперида Хрисофемида 2.

1Согласно Плутаху. Об Исиде и Осирисе.10 (http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/143206/12/Plutarh_-_Isida_i_Osiris.html ), имя «Осирис», кем в Египте был Нимрод, означало: «многоглазый», а Аргус был многоглазым титаном.
2 Henry Beauchamp Walters, Samuel Birch .History of ancient pottery: Greek, Etruscan, and Roman, Volume 2. J. Murray, 1905. р.92
http://books.google.com/books?id=ZX0FAAAAMAAJ&pg=PA92&dq=
Chrysothemis+Hesperides&hl=en&ei=tX40TIqBMIL-8Aa4vNnICw&sa=
X&oi=book_result&ct=result&resnum=8&ved=0CEkQ6AEwBw
#
v=onepage&q=Chrysothemis%20Hesperides&f=false
)

Бау-Ехидна, как будет показано ниже, погибла после похода аргонавтов, т.е. в то же время, когда погиб сын Нимрода. Получается, что Тару-Нимрод-Дионис имел сына Телепину-Стафила, который был мужем одной из гесперид- дочерей Бау (дракона Иллуянки) и был убит во время сражения с Иллуянкой (Бау).

Тешуб (Адад) был женат на богине матери Хебат. Её, как и Тархунта с Тешубом, неверно отождествляют с женой Тархунта богиней солнца Арианной, хотя богиней матерью в обеих мифологиях является Ханнаханна. Она помогла с помощью пчелы разыскать Телепину. В хурритском мифе она, также с помощью пчелы, разыскивала свою дочь Инару. Богиня-мать Ханнаханна-Хебат была женой Тешуба-Адада. В Шумере она была Бау. В Греции она была великой богиней матерью Деметрой. История с поисками дочери также очень напоминает историю о поиске Деметрой своей дочери Персефоны. Интересен также тот факт, что пчела считалась священным насекомым богини Деметры. Жрицы Деметры назвались мелиссами, или пчёлами (от греч. Μέλισσα  пчёла)1.

1Gimbutas, Marija.
 
The Goddesses and Gods of Old Europe: Myths and Cult Images. University of California Press. 2007. p. 182.

 


                              

На артефакте слева (источник-www.sourcememory.net/veleda/wp-content/uploads/2011/07/AtargatisHadadDuraEuropos100ce.jpg
из Дура Европос (Сирия) и на монете из Иераполиса  (бывш.хеттское царство) справа (
источник - http://www.sacred-texts.com/cla/luc/tsg/img/fig07.jpg) (изображён Адад (Хадад) рядом с Бау. Как Деметра/Кибела она часто изображалась с двумя львами (последняя илл.).

Ханнаханну называли великой бабушкой и отождествляли её с греческой Деметрой - богиней зерна. Получается, что женой Тешуба (Адада) была Хебат-Ханнаханна ( Деметра-Бау). Дочь Ханнаханны-Хебат Инара изображалась с плодом граната и зеркалом (на илл.ниже), или с гранатом и колосьями. Обычно с этими предметами изображалась Персефона –дочь Деметры.

Персефон, как уже было показано, было всего 3: самой первой была Нингикуга-Эрешкигал 1, которая часто уходила в пучины морские для встречи с драконом Куром (Кумарби); второй была её дочь Нингал – жена бога луны Сина, которая «исчезала» в потустороннем мире во время безлуния; а 3-ей была Нунгал – дочь Деметры-Бау. И, поскольку Ханнаханна не была связана с водой, как Деметра1 -Нингикуга, она есть Деметра 2-я, или Бау, а Инара – её дочь Персефона-Нунгал.

 Илл.: Инара.Музей анатолийских цивилизаций. Турция

В Греции Нунгал после смерти стала считаться чудовищем Химерой; в Египте - чудовищем Амат, и у хурритов она также стала химерой (какой она  изображена на хурритском рельефе на илл.), только имя её, в качестве чудовища, нам неизвестно.

  У хурритов также был миф о победе бога грозы Тешуба над драконом. Ему помогал в этом его сын от Хебат Шаррума, который также, как хет.Телепину, являлся членом семьи дракона. Внешняя схожесть сюжетов позволила многим мифологам отождествить Тару-Тархунта с Тешубом, Аринну с Хебат, а Шарумму с Телепину.

Однако, как мы могли удостовериться, Тешубом был Адад и его женой Хебат была Бау. Но до Бау его женой Хебат была Нисаба, родившая от него Гибила. Гибил помогал отцу (в хананейском мифе он Котар-ва-Хасис, помощник Адада-Ваала
) и был тестем Нингикуги, которая, как известно, стала морским чудовищем Кето.  раконом, которого победил Тешуб-Адад, был Намтар, сын Нингикуги.  

                                

Кроме уже перечисленных богов, скрывающихся под разными именами, в мифологии хеттов присутствуют: Жарри – бог войны, несчастья, лихорадки, это – Нергал (его хур.имя неизвестно, хотя были найдены места его поклонений повсеместно). Рундасом – богом охоты и удачи, символом которого был двуглавый орёл, был Нинурта. Истанус или Иштануш – бог солнца и суда,  изображался с крылатым солнечным диском на голове и с пастушьим посохом. Это, конечно, был Нимрод1. Также остались изображения соратника и сотрапезника  Нимрода Лугальбанды-Беса. У хурритов были Шавушка-Инанна, Кушух - Син и др. .

Некоторые мифологи утверждают, что миф об Аттисе, оскопившем себя ради богини Кибелы (Бау), появился сначала среди хурритов 2, и позже был перенесён в Финикию. Аттис был внуком Семирамиды и Лугальбанды, рождённый от их сына Гидаспа.    
 

1Пастуший посох был только регалией Нимрода, а диском ему доверял пользоваться  Нинурта.
2
Jane Lightfoot. Times Literary Supplement 22 July 2005 p 27, in account of Philippe Borgeaud, Mother of the Gods: from Cybele to the Virgin Mary, Johns Hopkins 2005.


                    Угарит и Ханаан 

 Цикл Ваала на русск. - http://www.uic.unn.ru/~kaav10/book/myth/west/hanaan.txt
http://myths.kulichki.ru/enc/index1.shtml мифол.словарь

Верховным богом в Угарите и Ханаане считался Ил (шум.Энлил). Энлил любил горы. В Шумере он жил на горе в г.Ниппуре (в храме Е-кур), в Греции как  Зевс – на горе Олимпе,  в Индии как Брахма – на горе Меру, в Угарите он жил на горе Лэл. Там и встречались все боги.

У Ила была дочь Анат (шумер.Инанна) – дева воительница, и жена Ашера, Асират (шумер. Нинлил) – богиня мать.

 По приказу Ила (Энлила, Зевса) Котар-ва-Хасис (Гибил, Гефест) построил дворец для сына Ила - бога моря Ямму (Намтара, Загрея – сына Зевса и Персефоны1-Нингикуги). Илу хотел сделать бога грозы Баала-Адада посланцем Ямму (Йямму). Баалу это не понравилось, он вызвал Ямму на битву и победил его. Та же битва описана в другом угаритском мифе, и там Баал борется с морским драконом Латоном и побеждает его. Любопытно, что сын Нингикуги и Энлила Намтар в греческой мифологии был назван драконом Ладоном, что созвучно имени угарит.дракона Латона. Ладон был убит вместе с матерью (Нингикугой), которая стала именоваться морским чудищем Кето. В шумерской мифологии Намтар уже представлен как существо мира мёртвых с его матерью богиней подземного мира Эрешкигал 1-Нингикугой.

Баал-Адад не сразу победил Ямму-Намтара. Одолеть его ему помог Котар-Гибил, который, согласно месопотамским мифам был его сыном, но предпочёл оставаться с главным богом. Котар, как повествует поэма из так называемого угаритского Цикла Баала, изготовил для Баала палицу, которая бьёт сама. С её помощью Баал убил Ямму. Трудно отказаться от мысли, что палица была чем-то вроде ружья.

 Анат-Инанна была любовницей Баала-Адада. От него у неё родился сын Бар 1. Женой Баала-Адада сначала была Астарта-Нисаба (Шала, егип.Нефтида1), от которой родился Гибил-Котар-Гефест. В мифах Цикла Баала он уже был женат на Астарте-Бау и жил с её дочерьми (гесперидами): Пидрай (нежность), Талай (любовь) и Арцай (сладость). Воинственная и коровожадная Анат (Инанна-Кали-Афина-Секхмет)  помогала Баалу-Ададу в битве с Ямму,  жестоко расправляясь с врагами Адада, отрезая им руки, головы, и наслаждаясь кровью и стонами умирающих.

1 Хотя Инанна считалась богиней девственницей, это не мешало ей иметь много детей.

После победы над Ямму Баал через Анат стал просить Ила разрешить ему построить для себя дворец. Ил (Энлил) вначале пытался отговориться: что, мол, миром правят богиня солнца Шапаш (Нанайя – жена бога солнца Уту) и бог смерти Муту (или Мот -Нергал) и достаточно правителей.  Он был против власти Адада, потому что тот, хотя и был братом Энлилу, но относился к клану Дагона, которым он был воспитан, т.е. не считался ануннаком. Однако после угроз Анат ("швырну его, как овцу, на землю, пропитаю кровью его седые волосы, запекшейся кровью - его бороду, если не даст он Баалу дом, как у богов"), Энлил, испугавшись, разрешил постройку дворца для Баала.

Боги согласились подчиниться Баалу и принять его первенство, но оставался единственный, кто был не согласен с решением всех богов, это был бог смерти Муту-Нергал.  Баал решил устроить пир и пригласить на него Муту, но Муту отказался от приглашения и послал со слугами угрожающее сообщение. Баал был напуган, и по совету Шапаш решил спрятаться в преисподней, но при входе в неё умер. Мёртвого Баала нашёл Муту и съел его. Когда Ил узнал, что Баал умер, он тут же стал искать ему замену. Замена была несоответствующей: бог Астар (Син) недотягивал до Баала (Адада). Это огорчало Эла. Потому что для того, чтобы сохранять легенду о бессмертном боге, нужно было так заменять мёртвого бога новым, чтобы замена не была заметной. Это не всегда удавалось.

Анат убила Муту и устроила пышные похороны Баалу.  Потом через 7 лет Баал воскрес. Воскрес и Муту.

На этот раз Муту подчинился Баалу, и Баал стал править самостоятельно. Однако потом, увлечённый в пустыню уродливыми сыновьями служанок Йяреха (Сина) и Ашеры (Нинлил), Баал увяз в болоте и не мог оттуда выбраться. Это привело к увяданию всей природы. Родственники отправились на розыски Баала и нашли его только через семь лет. Они помогли ему выбраться , и тогда природа опять ожила и засухи прекратились. Об этом повествует последний миф Цикла.

Можно предположить, что первое «воскресение» Баала-Адада через 7 лет после смерти было ни чем иным, но сменой умершего Баала на Баала живого. Раз Ил (Энлил) и Ашера (Нинлил) вместо Адада хотели поставить своего сына Астара (Сина, греч.Лаомедонта), но Син не дотягивал до статуса бога грома, они, наверно, решили просто подождать, пока подрастёт сын Сина и оставили Адада мёртвым на время. Через 7 лет Ададом стал сын Сина (Лаомедонта) греческий Приам (который, возможно был  шум. Нингубалагом).

Син-Астар со своим сыном Аммом (Приамом) и внуком Анбаем (Геленом) особо почитались в йеменской мифологии и практически на всём Аравийском полуострове. Там же вместе с ними почиталась богиня солнца Шапаш (Нанайя).

Однако, как повествует миф, Адад 2-ой (Приам) удалился и вернулся только через 7 лет. Вероятно, произошло что-то гораздо серьёзнее, чем застревание в болоте, и причиной тому мог быть подросший сын Адада 1-го - герой Мелькарт (сын Анат-Инанны - Бар). Именно тогда наметилось противостояние между царским домом Сина и сторонниками Мелькарта, что вы сможете пронаблюдать позже.  Пока мы только пытаемся сделать набросок будущей картины. Поклонение Баалу-Ададу, Дагону и Астарте имело долгую жизнь во всей Сирии вплоть до принятия христианства (об этом говорится в Библии). Однако письменных документов о культах этих богов, и особенно Дагона, почти не сохранилось. Возможно потому, что главный сочинитель мифов, Набу-Тот, находился в лагере Энлила.

 

               Финикия

Пантеон богов Финикии был очень похож на пантеоны других сирийских стран. Энлил назывался –Элом, его отец –Ану,  Энки – Ваалом Малаки, Адад- Ваалом Цафоном (по горе Цафон, угар.Цапану, на которой находился его дворец) или Ваалом-Хададом. Ваалом Хаммоном был бог солнца Уту со своей матерью-женой Танит-Нингал (в Греции они были Гелиосом и Родой, в Египте, как будет показано позже, Уту был Атумом, а его мать-жена Нингал - богиней Юсаасет).

 Брат Эла, Дагон, был шумерским богом земледелия Хайей; властелин Бел- Мардуком; бог морской стихии Ямм был Намтаром; богиня воительница Анат- Инанной; оплакиваемый Адонис- Думузидом; бог подземного мира Муту- Нергалом. Шеол- дочь Ана, которая стала супругой бога смерти Муту, это – Нунгал-Персефона, вышедшая замуж за Нергала-Аида. Воинственным Решефом был Забаба. Врачевателем Эшмуном –Даму (Асклепий). Изобретателем азбуки Таавтом был, конечно, Набу.

 Мифы Финикии дошли до нас,  в основном, в изложении Евсевия Кессарийского, который в своей работе «Præparatio Evangelica» привёл фрагменты из «Истории Финикии» Филона Библского.   «История Финикии» является  переводом с финикийского на греческий работы древнего историка Санхуниатона. ( http://ancientrome.ru/antlitr/philon-bibl/phoinikika.htm ).   По словам Евсевия, Санхуниатон жил в то время, «когда Семирамида была царицей Ассирии», и мифы ещё не были изменены жрецами. 

Санхуаниатон описывает историю мира, начиная с допотопных времён. Кроном он называет Энлила (Зевса), а Ураном Ана. В других финикийских мифах Ан зовётся Небом, и его сыном от Земли (т.е. от богини земли Геи- Нинхурсаг) является Эл (т.е. Энлил - Зевс). Мы узнаём, что у Урана (Ана) было много детей от разных жён, но от его сестры Земли (Нинхурсаг), кроме Эла-Крона-Энлила, у него было ещё трое сыновей: Бетиль, Дагон и Атлант. О Бетиле нам ничего не известно, потому он либо скрывался под именем какого-нибудь мифического древне-греческого царя, либо просто не пережил Потоп. Атланта убил Эл, а Дагон вначале был вместе с Элом, но позже отделился, видимо, после того, как Энлил убил брата.

Уран (Ан) часто изменял Гее и хотел убить всех её детей. Тогда по совету Гермеса (Набу) Эл напал на Урана и стал править сам. В этом сражении была взята в плен беременная наложница Урана. Эл отдал её в жены Дагону. Вскоре она родила сына и его назвали Зевсом Демарунтом (Ададом).

Здесь мы видим повторение хурритского мифа, только в хурритском изложении от семени Ану земля родила бога грозы и войны Тешуба-Адада после того, как на него напал Кумарби-Кингу1 .

1По времени, как будет видно позже,  совпадает только последняя версия: рождение Адада после нападения Кингу.


Эл основал в Финикии  город Библ (один из самых древних городов мира), а удалившийся в изгнание Ан стал замышлять различные козни против Эла, надеясь вернуть себе главенство среди богов. С этой целью он послал к Элу своих дочерей - Астарту (Нингикугу), Рею (которой вначале была Нисаба, позже - Нинлил).и Диону/ Баалат-Гебал (Бау). Они должны были хитростью лишить Эла власти, но Эл разгадал замысел Ана и сделал их своими женами, хотя они и приходились ему сестрами.

У Эла (Зевса) от Астарты (Нингикуги) родилось семь дочерей (Плеяд) и два сына (Намтар-Загрей и Нинурта-Геракл), от Реи (Нисабы и Нинлил) - семь сыновей, от Дионы (Бау)- дочери (Геспериды).

Одна из Титанид (Бау), сошедшись с Сидиком (Нинуртой), прозванным Спра-
ведливым, рождает Асклепия (Даму). У Сидика (Нинурты) было семь сыновей и восьмым был Асклепий (Даму-Нингижзида).

Затем Ан вместе с  Зевсом Демарунтом (Ададом) воюют против Понта (Кингу). А на тридцать втором году его царствования 1 Эл вырезал у отца его детородный член вблизи источников. «Здесь был обоготворен Уран. И рассеялся дух его», т.е. Уран-Ан был убит.  

 1Eusebius of Caesarea: PraeparatioEvangelica Book 1, Chapter 10. Санхуниатон.

 Если учесть хурритский миф, то единовластное правление Эла началось приблизительно через 50 лет после Потопа (9 лет правления Алалу/ шумер. Апсу + 9 лет правления  Ану + неизвестное количество лет правления Кумарби/шумер.Кингу + 32 года правления после убиения Тиамат и Кингу = Ану умер не ранее, чем через 50 лет после Потопа, и не позднее остановки строительства Вавилонской башни, потому что в мифах о том времени (об Энмеркаре и его походах на Аратту) Энлил уже верховодил без всякой оппозиции).

 Далее Санхуниатон говорит, что Энлил освятил своего сына от Реи (Нинлил) Мута (Муту-Нергала), который умер, и финикияне стали называть его  Смертью, Танатом или Плутоном. Потом Энлил отдал город Библ богине Ваалтиде, она же Диона (Бау), а Берит - Посейдону и Кабирам. Целитель Эшмун (Асклепий, Даму-Нингижзида- сын Бау), был  восьмым братом Кабиров. Поэтому Кабиры, которые устанавливали повсюду культ Деметры, были сыновьями Бау (греч.Деметры, Кибелы). Кабиры, как написано, открыли людям действия целебных трав и изобрели корабль мертвых, перевозящий души умерших через небесный океан.

                                             
                     
Мелькарт - Геракл

 У Зевса Демарунта (Адада) и финикийской Астарты (Инанны) рождается Мелькарт, он же Геракл. Это тот же хурритский Бар- сын Баала (Адада) и Анат (Инанны).

 Все известные подвиги Геракла числятся также за Мелькартом. Геракл, как и Мелькарт, был сыном Зевса, и мать Геракла Алкмена, как будет объяснено ниже, тоже могла считаться Астартой. Всё это приводит к недоумению: был ли Геракл и Мелькарт одной и той же личностью, или они были разными людьми?

Однако происхождение обоих только на первый взгляд одинаково. Геракл-Нинурта был сыном Зевса-Энлила. И мать его Алкмена была женой Амфитриона, под именем которого, как было и будет показано в данной работе, скрывался Посейдон-Энки. Женой Энки была Нингикуга, которая была Астартой 1-ой. Следовательно, Геракл-Нинурта был рождён от Зевса-Энлила и Астарты-Нингикуги, а Мелькарт – от Зевса Демарунта-Адада и Астарты-Инанны.

 Мелькарт был Гераклом наравне с Гераклом-Нинуртой и Гераклом-Гильгамешем. Имя «Геракл» было не личным именем, а скорее – титулом. Миф о Геракле-Нинурте говорит, что вначале его имя было Алкид. Имя «Геракл», которое означает : «слава Геры», было дано ему позже за его подвиги.

 
Илл.:Геракл(Нинурта) с Иолаем (сыном брата Нинурты  Ификла-Забабы) убивают лернейскую гидру. Sebald Beham, 1545.

Легенды рассказывают о том, как ревнивая жена Геракла Деянира, поверив словам кентавра Несса, что его кровь сможет вернуть ей любовь мужа, дала Гераклу одежду, смоченную в ядовитой крови кентавра. Надев её, Геракл погиб в мучениях. Это был один из вариантов смерти Геракла первого – Нинурты.

Однако потом мы узнаём, что Гера выдала замуж за Геракла её дочь Гебу 1, и потом Геракл, желая стать богом, сжёг себя в костре 2. Это был уже Геракл второй – Гильгамеш, который, в отличие от Нинурты, был только на 2/3 богом и всю свою жизнь страстно пытался стать богом. Его женой была дочь Нинхурсаг (Геры) богиня пива Нинкаси (Геба, она же шум.Кугбау). В Египте Гильгамеш после Нинурты станет богом Монту, и его женой будет богиня пива Тененет, которая позже станет называться Раттауи. Как в Шумере, так и в Греции Гильгамеш- Геракл был принят богами в своё «небесное царство» и обожествлён.

Мелькарт же, в свою очередь, считался божеством умирающим и «воскресающим»3. В Тире и Гадесе праздновали смерть и воскрешение Мелькарта.  Это значит, что он был Гераклом вместе с Нинуртой и Гильгамешем, а также и после их смерти. Как всегда, нефилимы пытались продлить сказку о благородном герое.

1Гесиод. Перечень женщин, фр.229 М.-У.; Гомер. Одиссея XI 602—604.
2Гераклиды, фр.73в Радт; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.59; Лактанций. Божественные установления I 18, 5. 

3
Циркин Ю. Б. Мифология Мелькарта, «Античный мир и археология». Вып. 3. Саратов, 1977. С.75. http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1264781262

                                      
                                       
  Многоликая Астарта

 Астарта считалась одной из жен Эла и родила ему семь дочерей, одной из которых была богиня луны Танит (или Таннит,Тиннит). Астарта была связана с морем, луной, плодородием. Это была первая Астарта – Нингикуга и её дочь – богиня луны Нингал-Селена. Позже под именем Астарты могла быть любая другая богиня сначала первого поколения богов, а позже других поколений.

Богиня луны Таннит (Нингал) была замужем за богом солнца Баал-Хаммоном-Уту (её сыном). В Карфагене Баалу-Хаммону и Таннит приносили в жертву маленьких детей.

После смерти Нингикуги Астартой стала Инанна. Тогда Эл разделил власть между богами, передав Астарте-Инанне и Демарунту-Ададу власть над Финикией. Исключение он сделал только для Библа и Бейрута. Госпожой Библа он назначил Баалат-Гебал (Бау), а в Бейруте поставил бога моря (Энки). Царицей Аттики (Греции) он сделал Анат-Инанну. Таавта-Набу Эл сделал царем Египта. Разделив власть над землей, Эл отдал господство над смертью и миром мертвецов своему сыну от Реи-Нинлил - Муту-Нергалу.

Главной богиней Библа была Баалат-Гебал ("владычица Библа"). Баалат считалась женой Эла, потом женой Нинурты. Это была дочь Ана - Бау. Позднее в качестве её супруга уже упоминается бог кузнечного дела Хусор-Гибил. Существует также миф о несчастной любви Баалат-Гебал к юному пастуху Таммузу, которого с помощью дикого кабана убил ревнивый муж Баалат. Это значит, что Балаат-Гебал стала Инанна, которая в какое-то время, как Афродита, считалась женой Гибила-Гефеста, а о её душевных муках об убитом возлюбленном Адонисе-Думузиде было известно и в Шумере, и в Греции, и в других странах.

Ещё позднее, по свидетельству Плутарха (трактат «Об Осирисе и Исиде»), финикийцы стали отождествлять Астарту и Балаат с Исидой (Семирамидой). И Инанна, и Бау, и Исида изображалась в головном уборе с рогами, между которыми помещался солнечный диск, как у египетской богини Хатор (тоже многоликой богини).

 

                                         Вторые итоги

Итак, пока мы видели, как мифы разных частей света дополняли друг друга, выстраивая общую картину одной головоломки-мозаики. Теперь мы попытаемся восстановить, пока только приблизительно, пробелы в той хронологии, которую мы уже получили (красным отмечены выверенные даты, остальные – предположительные).

2345-2346  Потоп;
Спасшиеся на судне 8 нефилимов-ануннаков ( в скобках- их др.греческие имена): Ан (Крон), Нинхурсаг (Гея, Фемида, Гера), Нисаба (Фетида, Тиро,Тейя), Бау (Деметра, Геката,Кибела), Ишара (Гестия), Энлил (Зевс), Мардук (Бел, Тифон, Астрей), Нанайя (Гемера,Эос,Европа).

Спасшиеся в воде ануннаки: Тиамат (Тефида, Эвринома1), Дагон (его греч. имя до конца не выяснено) , Апсу (Океан,Понт), Кингу (Офион), Намтар (Загрей), Энки (Посейдон, Гиперион), Нингикуга (Эрешкигал 1, Деметра 1, Лето 1, Геката 1, Амфитрита 1, Эвринома 2, Астарта 1, Афродита 1 (позже её дочь Аглая стала Афродитой 2-ой), Персефона 1 (когда её дочь Нингал вышла замуж за бога луны Сина, Нингал стала Персефоной 2-ой).
Слуги:  Изимуд (рим.Янус), Нуску (Прометей, Пан) и остальные спасшиеся нефилимы не входили в число правителей-ануннаков.

2340 Родилось первое поколение, жившее до 450 лет:
от  Нингикуги: Аглая (Афродита2), Нингал (Персефона2, Артемида, Селена), Нинурта (Геракл,Аполлон), Забаба (Арес,Тесей);
от Нисабы: Нинлил (Рея, Диона), Думузид (Адонис, Беллерофонт);
от Бау: дочери-геспериды и Нунгал (Персефона3, Артемида);
от Нинхурсаг: Нинсар (греч.имя неизвестно),);
от Нанайи – Набу (Гермес, Орфей, Радамант), а также Минос и Сарпедонт ( дети Европы от Зевса-Бела-Мардука).
От Нуску родился Лугальбанда (Силен, егип.Бес)

2336 – через 9 лет Ану (Ан) убил Алалу (Апсу) (хуррит.миф)
2327 – через 9 лет Кумарби (Кингу) свергнул Ану и завладел Скрижалями судеб. Родился Тешуб-Адад.

У Нинлил рождаются Син (угар.Астар, греч.Лаомедонт) и Нергал (угар.Муту, греч.Аид).

2300 –родился Нимрод (Нин,Энмеркар, Осирис).

От Бау и Лугальбанды – Гильгамеш (Геракл).
От Нисабы и Тешуба-Адада – Гибил (Гефест)

Гефест (Гибил) женился на дочери Нингикуги – Аглае (Афродите).
От Сина и Нингал родились Инанна (акк.Иштар, греч.Афина) и Уту (акк.Шамаш , греч.Гелиос).
От Бау и Нинурты –Даму (Нингижзида, греч.Асклепий).

Тиамат-Тефида-Эвринома 1-ая убита Мардуком(шумер.миф «Энума Элиш»).
Кингу-Кумарби-Аид убит Ададом-Тешубом и Аном. 

Нингикуга стала матерью богов вместо Тиамат.

После битвы Мардук (греч.и финик.Тифон первый) завладел оружием, и держал всех в страхе. 

Ан (Ану-Крон) выступил против Энлила (Эла-Зевса). Ан попросил о помощи женщин, но они перешли на сторону Зевса. Это: Астарта-Нингикуга (её дочь –богиня луны Тиннит-Нингал с её сыном-мужем богом солнца Баал-Хаммоном-Уту), Диона-Нисаба;  Рея-Нинхурсаг (финикийский миф). Нингикуга становится  Герой 1.

Оружие Мардука выкрадено и передано Нинурте (Гераклу-Аполлону-Фебу), Нергалу (Аиду), Забабе и Нимроду (Аресу), а также сыну Нинурты Даму (будущему Асклепию). 
Нимрод вместе с Нинуртой становятся правителями Вавилона. Мардук скрывается.

Ариадна-Нанайя, Леди Вавилона, рождает Дионису-Нимроду 4-х сыновей (это те же 4 сына Демоники от Ареса-Нимрода, или сыновья Эос от смертного возлюбленного, за что её укоряла Афродита).

Сын Эвриномы (Нингикуги) Ямм (Намтар,Загрей) объявил себя богом-создателем (пеласгический миф) и потребовал власти.

 Мардук убит. Вместе с ним  убита Нингикуга (Marduks Ordeal).

Нингикуга становится чудовищем Кето (греч.миф) и богиней подземного мира Эрешкигал 1-ой (шумер.миф).

Её сын Намтар -Лотан-Ямм- Загрей убит Ададом-Ваалом ,Инанной-Анат (Угарит) и Нимродом.  МЕ Диониса (имя Загрей было именем Диониса) достаётся ему.
Дети Нингикуги- Кето убиты Уту-Персеем;
вместо Аглаи, ставшей Горгоной, Афродитой становится Инанна.

Уту-Персей «спасает» от чудовища Кето (Нингикуги) Нанайю-Андромеду, вдову Мардука, и женится на ней.

Деметрой 2 становится Бау, дочь Бау Нунгал становится Персефоной и Артемидой (наряду с ещё живой Артемидой-Нингал).

 Герой 2-ой становится Нинхурсаг.

У Адада-Ваала-Зевса Демарунта и Анат-Астарты-Инанны рождается сын Мелькарт -Геракл (один из 3-х, наряду с Гераклом-Нинуртой и Гераклом- Гильгамешем).

Дионис-Нимрод отправляется в Индийский поход. С ним его друг Силен-Лугальбанда и Геракл (Нинурта или Мелькарт).

Нимрод-Пелей женится на Нисабе-Фетиде, получает МЕ в Эриду у Энки и, кроме полу-бога Диониса в Греции, теперь становится в Сирии богом Амурру.

Эл (Энлил,Зевс) атаковал Ана-Крона по совету Тота(Набу) и дочери Афины (Инанны) и убил его через 32 года после  победы над Тиамат (согл. Санхуниатону). Энлил получил оружие Ана. Главное оружие летательный аппарат крылатое солнце (шумер.50 божественных сил или Скрижали судеб) получили Нинурта, Уту и Инанна.
 

Через 10 лет после смерти Нингикуги, её дочь Нингал-Персефону-Артемиду- Ехидну1-Химеру1 (мать Инанны и Уту), убил Думузид-Беллерофонт (шум. и греч.мифы). 
Вместо жены (и матери) Уту Нингал Артемидой становится его жена Нанайя (наряду с Артемидой- Нунгал).
Нимрод-Энмеркар покорил Армению и Мидию.

2244 - Прервано строительство Вавилонской башни. Нимроду около 60 лет; разделение народов по языкам;

Нимрод-Энмеркар оставил в Уруке вместо себя генерала Лугальбанду и стал покорителем земель Нином; в Египте он стал богом Анджети.
 
В Угарите Адад-Баал сражается с Нергалом-Муту. Муту-Нергал убивает Баала-Адада, и МЕ Адада достаётся сыну Астара-Сина  Амму –Приаму (возм., он - шум.Нингубалаг). Приам становится Ададом и Тешубом.

Нимрод как бог Ассур строит Ниневию, встречает Семирамиду и женится на ней. У неё двое сыновей от первого брака на генерале Нина Лугальбанде. Лугальбанда совершает самоубийство, и править Уруком начинает Думузид – первый муж Инанны. Семирамида становится Исидой.

  После похода Аргонавтов Бау (Деметра3-Гера3- Кибела2 –Ханнаханна-дракон Иллуянка-Ехидна 2) была убита Тархунтом/Аргусом (Нимродом). В борьбе против Иллуянки погибает сын Тархунта (Нимрода/Диониса) Телепину (Стафил , который ранее был аргонавтом).

Убита также дочь Бау Нунгал (Персефона3/Геката/Инара/Химера 2) и другие дети Бау (кабиры).

Вот пока, что нам удалось собрать. Но продолжим наше исследование. И обратимся опять к Шумерам.

 

                     Убийство Нисабы


 О том, что случилось после смерти Бау,
продолжает повествование шумерский миф «Нисхождение Инанны в подземный мир». Миф рассказывает, как Инанна принесла богине подземного мира Эрешкигал (Бау) весть о том, что её муж умер ( о нём – позже). Из мира мёртвых выйти оказалось трудной задачей. Для этого Инанне нужно было послать туда кого-то вместо себя. Она, после недолгих раздумий, посылает демонов привести её возлюбленного Думузида1, как свою замену. Думузид, поняв, что на него устроена облава, старается спрятаться, но демоны идут по его следам. Сначала он просит о помощи друга, но друг предаёт его. Тогда он обращается за помощью к своей сестре Гештинане. Та прячет его, но демоны узнают, где он прячется. Тогда Думузид бежит в дом старой женщины Билулу, которая укрывает его. Однако демоны всё же находят Думузида и убивают его.


Что произошло позже рассказывается в мифе «Инанна и Билулу». Инанна пришла в дом Билулу, чтобы её убить. В мифе указан мотив: месть, однако не поясняется, за что. Поэтому считается, что Инанна, якобы, не могла простить Билулу за то, что в её доме произошло убийство Думузида. Причина довольно странная, ведь Билулу не выдавала Думузида. Значит месть имела другую подоплеку, о чём будет объяснено позже.  Инанна превратила  Билулу в богиню пустыни 2, т.е. убила 3 . Вместе с Билулу был убит её сын-фермер, который по всей вероятности был фермером Энкимду, ранее претендовавшим на руку Инанны вместе с Думузидом 4 .

 1Для справки: возлюбленным Думузид был только в самом начале, когда он был первым. Хотя в мифах продолжаются упоминания о великой любви Инанны-Афродиты и Думузида-Адониса, она к тому времени уже была и женой Забабы-Ареса, и женой Гибила-Гефеста, и женой Адада-Ваала, и любовницей Энки и Нимрода, и многих других.
2 «
Inana and Bilulu», 98-110 http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr144.htm
3
  там же ,174-176.
4
«Dumuzid and Enkimdu».http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr40833.htm

Так что же в действительности произошло в доме старой женщины Билулу?
1. Логично предположить, что после того, как  Думузида предал друг, не смогла спасти его сестра, он бежал к человеку, которому больше всех доверял, а именно: в своей матери Нисабе.
2. Билулу называется старой женщиной. Однако в то время старых женщин, кроме тех, которые пережили Потоп, ещё просто не было. Старой женщиной Нисаба была названа в нескольких мифах  (в указанных уже мифах о Нинлил и Энмеркаре), хотя даже её мать не называлась старой. Очевидно, Нисаба выглядела старше своих лет.
3. Женой Амурру-Нимрода считалась Белит-Шери – богиня пустыни. Жена Нимрода - Нисаба, как старая женщина Билулу, была превращена в богиню пустыни.
4. Нисаба была не только богиней урожая, но и писарем. Белет-Шери была писарем подземного мира.
5. Урук вначале считался городом Нисабы. Кроме Дагона, её мужьями были Адад (от него был рождён сын Гибил) и Амурру-Нимрод. Согласно археологическим и текстовым материалам 1
, в Уруке были ворота Адада и Амурру. Также в Уруке были построены святилища основным богам города и нескольким второстепенным, среди которых был и Ассур-Нимрод 2.
6. И,наконец, в Уруке жена Амурру имела имя е-галпа-суд 3, а имя дочери Нисабы Нинлил до замужества было Суд (миф «Энлил и Суд»).

Почему Инанна убила Нисабу-Билулу4?  В мифе сказано, что убив её, она «сделала себя равной Думузиду». Это значит только одно: Думузид убил её мать – Нингал. В греческих мифах Думузид (Беллерофонт), убивает Ехидну (Нингал) –дочь Кето (Нингикуги).

 Так, мы узнали, что после Бау и её детей были убиты Думузид и Нисаба.
А теперь мы обратимся к Египту.

1«The pantheon of Uruk during the neo-Babylonian period»  By Paul-Alain Beaulieu, p.326, 330 http://books.google.com.mx/books?id=v-WRJhvfudIC
2 Там же, с.325
3 «innin-galpa-sud» или «e-galpa-sud» , там же, с.328.
4Обращение Инанны к Нингал перед тем, как идти на убийство, было таким же, каким было обращение к статуе Думузи в  «A balbale to Inana and Dumuzid B» ( http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/section4/tr40802.htm ). Нингал не отвечала Инанне, потому что её уже не было в живых, и Инанна разговаривала со статуей.  

                                               

             При цитировании указание источника обязательно.