стр.24  Вторая встреча Библии и Истории.  Хаммурапи.

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

Законы Хаммурапи  

Теперь, когда мы более-менее определились с датами и с удостоверились в нагромождении лжи, какой эти даты были опутаны (это в основном касается первых династий), давайте вернёмся к шумерскому Списку царей. Учитывая, что правили города не один после другого, а в одно и то же время (в чём мы также могли убедиться), у нас получится вот такая хронологическая таблица (ниже), где подчёркнуты имена правителей, которые каким-либо образом пересекались друг с другом в других документах. Так, мы знаем, что Гильгамеш убил Энмебагареси (Амфиарая), а также воевал с его сыном - Агой (Алкмеоном). Также известно, что он строил храм после Мески-анг-нанна.

Теперь нам известно, что умер Гильгамеш приблизительно в 2184г.до н.э., за 25 лет до Троянской войны. Ничего о правителях после Гильгамеша, кроме того, что  Ур-Нунгал был его сыном, нам более неизвестно. Поэтому Эаннатумом из Лагаша, который завоевал весь Шумер, мог быть не кто иной, но Мелькарт, покоривший всех богов во время Троянской войны. После войны он мог вначале поставить своего наместника в Шумере, а своё правление установить немного позже (как это было сделано им в Египте).


 

На «Стеле стервятников» (фото выше), посвящённой победе Эаннатума, изображен Эаннатум-Мелькарт с  символом Нинурты - птицей Анзу, и с сетью, внутри которой пленные. Поскольку Мелькарт стал Гераклом после Нинурты, он перенял символ Нинурты. Очевидно, что победа Лагаша над Уммой, запечатлённая на этой стеле, была ни чем иным, но Троянской войной в шумерском варианте. Город Лагаш считался городом Нингирсу (Нимрода,Нинурты) и Бау (Семирамиды). Тогда Умма, вероятно, была аналогом Трои. 

Династия Лагаша, к какой относится Эаннатум, не была включена в шумерский Список царей, потому продолжительность правлений её царей от источника к источнику незначительно варьруется. В расчёт будет принят второй ряд цифр1:  Энаннатум
I – 25; Энтемена –20; Энаннатум II- также 10; Энентарзи – 10; Лугаль-анда –5; Урукагина –5 = 75 лет.

1 Roux,Georges. Ancient Iraq. New York: Penguin, 1992.

Если Эаннатум был Семерхетом-Анхуром-Мелькартом, тогда он погиб в 2089 г.до н.э. А теперь, пользуясь вышепредставленной таблицей1, постараемся посчитать по цепочке года, начиная от Эаннатума до Хаммурапи. Вначале от окончания правления Эаннатума до окончания правления Урукагины – приблизительно 75 лет (2089-75=) до 2014 г.до н.э.


Потом Лугалзагеси покорил Урукагину и царствовал 25 лет, до (2014-25=) 1989 г.до н.э.. От окончания его правления до конца  правления Ур-Уту будет 49 лет, до (1989-49=) 1940 г.до.нэ.. Потом, согласно Шумерскому Списку царей, правили гутии.
Их династия из 19 царей якобы продолжалась 91 год. Учитывая, что некоторые шумерские властелины правили во время правления гутиев (например, Гудея), можно предположить, что гутии правили через своих вассалов-энси, которые оставались правителями в своих городах, но обязаны были платить им дань. Так гутии расставляли царями своих наместников во многих городах. Правителем, победившим гутиев, называют Уту-Хенгала. Однако известно, что окончательно разбиты гутии не были. Чуть позднее современник Уту-Хенгала Ур-Намму был убит в битве с гутиями. Аккадский царь Нарам-Син и эламский царь Пузур-Иншушинак также потерпели от них сильное поражение. Позднее гутии покорили аккадского царя Шу-Дурула. От их набегов постоянно страдали многие города Шумер. Следовательно, 91 год правления гутиев, указанный в Шумерском Списке царей после Ур-Уту, мог значать лишь общую сумму лет их разрозненного по времени и по местам правления.

После победы над гутиями Уту-Хенгал (уроженец Ура) оставил в Уре своего зятя Ур-Намму, а сам стал править в Уруке. Сколько же лет продолжалось правление гутиев до Уту-Хенгала?

Разобраться в этом нам поможет недавно найденный документ,  который подтверждает, что Ур-Намму и аккадский царь Нарам-Син2 правили в одно время. В списке царей Аккада также можно отсчитать 49 лет от окончания правления Лугалзагеси до начала правления гутиев в Уре и Уруке. Получается, что гутии пришли к власти в Уре и Уруке за 4 года до правления Нарам-Сина в Аккаде. Нарам-Син правил 36 лет. Значит, где-то в пределах этих (4+36=) 40 лет Уту-Хенгал победил гутиев и царствовать стал Ур-Намму.  

Историки считают, что Уту-Хенгал царствовал всего 7 лет и был побеждён своим зятем Ур-Намму. Поэтому, скорее всего, Уту-Хенгал отдал власть Ур-Намму сразу после победы над гутиями. 

В указанный период 40 лет гутии могли править максимально 39 лет, минимально - 4-5 лет, т.е. до прихода к власти в Аккаде Нарам-Сина. Похоже, что гутии больше докучали Нарам-Сину в начале и в конце его правления. Поэтому предположим, что до Уту-Хенгала гутии правили лет 8, т.е. до 5-го года Нарам-Сина, до (1940-8=) 1932 г.до н.э. - года, когда Уту-Хенгал передал власть над Уром Ур-Намму.  Ур-Намму правил 18 лет, до 1932-18=1914 г.до н.э.
 

1 Мы используем самые проверенные списки. Список царей Киша, например, нельзя принимать как точный, поскольку мы знаем, что правитель Урука Лугалзагеси нанёс поражение правителю Киша Ур-забабе, а в списке их правления разделяют многие годы.
2
Кутик-Иншушинак, эламский царь города Аван, был современником Нарам-Сина, с которым он заключил военный союз, и Ур-Намму (См. Wilcke; Encyclopedia Iranica статья AWAN, http://www.iranicaonline.org/ "An unpublished Mesopotamian text (in Sumerian and Akkadian) indicates that Puzur-Inšušinak was a contemporary of Ur-Nammu of Ur (C. Wilcke, personal communication, citing 1 B 1537; despite Boehmer, “Datierung,” p. 345)").
 

От конца правления Ур-намму до Су-Сина и плюс 7 лет правления Ибби-суэна (потому что  Ишби-Эрра провозгласил себя царём Исина на 7-ом году правления Ибби-Суэна ) – 71 год , до (1914-71=).1843 г.до н.э.


Потом – династия г.Исина, начиная с Ишби-Эрра. Из царей Исина Шу-Илишу правил по разным источникам 10 или 20 лет (историки обычно отводят его правлению 10 лет). Бур-Син – 5, 21 или 22 года (историки дают ему 21 год).  От Ишби-Эрра до Дамик-Илишу будет всего- 225 лет (1843-225=) 1618 г. до н.э. 

Дамик-Илушу сверг Рим-Син, который после победы над ним правил ещё 31 год, когда его самого сверг Хаммурапи. Получается, что Рим-Син был свергнут (1618-31=) в 1587 г. до н.э..

Через 2 года после этого Хаммурапи сверг своего союзника царя Мари Зимри-Лима. А ещё через 9 лет был убит Хаммурапи, т.е. он мог быть убит (1587-11=) в 1576 г.до н.э.. 


Зачем мы это высчитываем? А затем, что в 1577. до н.э., когда после египетского плена израильтяне подошли к Палестине и начали  отвоёвывать земли у хеттеев, аммонитян, амореев и др. народов1, самое большое сопротивление им оказал аморейский царь Сигон. Хаммурапи также был амореем. Мог ли Хаммурапи быть библейским Сигоном?  

Сигон был очень сильным властителем. Он завоевал все земли моавитов. Узнав о приближении многочисленного народа к своим границам, он выступил против Израиля и был побеждён. Так,  в земле амореев (т.е. на бывшей моавитской земле) израильтяне стали жить до входа в землю Израильскую (Числа 21:24-32). Вскоре после этого, испугавшись силы израильтян, моавитский царь Валак послал своих людей  в г.Пефор, что на реке Евфрате, за пророком Валаалом, чтобы он проклял израильтян.

Ныне принято ограничивать владения Хаммурапи только Вавилонским царством, и при этом как-то забывается, что на стеле Хаммурапи, найденной в Диарбекире (см.карту ниже) он называет себя не просто амореем, но «Царём амореев» 2.


1 Несколько сражений между израильтянами и палестинскими народами было ещё до подхода израильтян к Иерихону (напр.:Чис.14:45, 21:1, Втор.1:44).
2  Clay, Albert Tobias (1919). The Empire of the Amorites. Yale University Press. pp. 97. 

                        

На карте розовым отмечены приблизительные границы аморейского царства Сигона согласно Библии (карта взята с сайта http://israelipalestinian.procon.org ) Красной точкой отмечен г. Диарбекир на реке Тигр, где была найдена стела Хаммурапи. Чёрным пунктиром обозначена приблизительная северная граница владений Хаммурапи, согласно традиционным представлениям.

То, что сразу после разгрома Сигона появляется моавитский царь (Валак), говорит о том, что Сигон не находился в моавитском царстве постоянно, а правил им через царя Валака, как своего вассала. Валак посылал за пророком  к Евфрату, т.е. ко владениям Хаммурапи. Это говорит о постоянных связях, существовавших в ту пору между Моавом и Вавилоном – владениями одного правителя Хаммурапи .


Существует ещё одно непрямое доказательство того, что Хаммурапи погиб не в 1750, как принято считать, а почти 200 годами позже, т.е. во время указанное в Библии. Амореи жили по соседству с  государством Мари, где правил Зимри-Лим, которого Хаммурапи сверг за 9 лет до своей гибели. В летописном документе, относящемся к правлению Зимри-Лима, сказано: «Год, когда Яхдун-Лим пошёл к Хен и захватил территорию Веньямитов (или Веньяминитов, т.е. сынов Веньямина)». И далее: «Год, когда Зимри-Лим убил Давида из Веньямитов» 1 . Исследователь Дин Хикмэн считает, что в данном тексте упоминаются семитские имена: Вениамин и Давид. Обычно правление Зимри-Лима располагают в 1780- 1760хх гг.до н.э., т.е. когда евреев не только в тех местах, но вообще ещё не было как народа. Тогда на вопрос: кто такие Веньямиты, историкам никогда не ответить. В Библии же Веньямитами называется род  израильтян от Веньямина, вошедший в Палестину из Египта в конце 1500-х г..

  Итак, о Сигоне нам известно, что:
1. он был амореем, как и Хаммурапи;
2. он победил многие народы, как и Хаммурапи;
3. его владения могли простираться до Евфрата, где правил Хаммурапи;
4. он был разбит в то же время, что и Хаммурапи.

Таким образом, Хаммурапи мог быть разгромленным в 1576 г.до н.э. пришедшими в Палестину евреями. Этим, скорее всего, и объясняется резкий спад могущества державы Хаммурапи сразу после его смерти.


Следовательно, данный рассчёт времени – наиболее точен, поскольку он опирается на один из самых достоверных исторических источников - Библию. 

1 Dean Hickman. The Dating of Hammurabi,  1986.
http://www.specialtyinterests.net/zimrilim.html#hickman . Перевод следующий:
1.
"The year in which Iahdulim went to Hen and laid hands on the territory of the Benjamites."
2.
"The year that Zimri-Lim killed the Davidum of the Benjamites."

3.
"The year after Zimri-Lim killed the Davidum of the Benjamites."
Другой перевод - http://cdli.ucla.edu/tools/yearnames/HTML/T18K5.htm 



Законы Хаммурапи

Если Хаммурапи и Сигон – одна и та же персона, тогда столь известный Свод Законов Хаммурапи мог быть написан под влиянием Законов Моисея, а не наоборот. Хотя известно, что и до Хаммурапи законы выпускал Ур-Намму (или его сын Шульги), Билалама (законы Эшнунны), Липит-Иштар и др., но именно Законодательство Хаммурапи было наиболее известно.

Файл:Milkau Oberer Teil der Stele mit dem Text von Hammurapis Gesetzescode 369-2.jpg На фото: стела с законами Хаммурапи; перед богом Шамашем стоит сам царь.

Многие законы Хаммурапи повторяют законы Моисея. Так, в п. 195-197, 200 там говорится: «Если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку. Если человек выколол глаз сыну человека, должны выколоть ему глаз. Если он переломил кость человеку, должны переломить ему кость… Если человек выбил зуб человеку равному ему, должны выбить ему зуб». В ветхозаветном законодательстве также используется принцип равного возмездия: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21: 23-25).

Главное отличие в том, что автором Законов Моисея (Исх.21:1-23:19;Втор.12-27) считался Бог-Создатель, пред Которым одинаково был в ответе как царь, так и его подданный, а автором Законов Хаммураби считался царь. В эпилоге своих законов Хаммурапи говорит: «Я—царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не знает равных… Царь, который будет в стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил.. пусть не отвергнет моих указов… Если этот человек не будет чтить мои постановления, .. пусть великий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу»1.

1 Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока. С. 153.

Законодательство Хаммурапи главным образом защищало права собственника. Так, за кражу, повреждение собственности и за пособничество бегству рабов по закону Хаммураби (6-13,16,21) полагалась смерть. По Законам Моисея за кражу и повреждение собственности следовала выплата (Исх.22:7-9), а в отношении беглых рабов было сказано: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 32: 15-16).

По закону Хаммурапи имущество (поле, сад, дом), выданное царём военнослужащему, не могло передаваться по наследству его жене или дочери (п.27-39). Моисеев же закон предполагал возможность наследования дочерьми имущества отца в том случае, если у них не было братьев (Числ. 27: 1-11).

Некоторые Законы Моисея были просто уникальны, и ничего подобного не было ни в одном законодательстве до того . «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего, упавшего под ношею своею, то не оставляй его: развьючь» (Исх. 23:4.5). «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её, а на седьмой оставляй её в покое, чтобы питались убогие из народа твоего» (Исх.23:10,11). «Если возьмёшь в залог одежду ближнего твоего, то до захождения солнца возврати её, ибо она есть единственный покров у него» (Исх.22:27). Если хозяин жестоко обращался с рабом, то за повреждение глаза или потерю зуба раб имел право на освобождение от рабства (Исх. 21: 26,27).

Убийство в обоих законодательствах каралось смертной казнью убийцы, либо выплатой, в зависимости от мотива убийства (намеренно или случайно) и статуса убитого (раба или свободного). Однако за преднамеренное убийство в месопотамских законодательствах иногда была предусмотрена выплата. Моисеевы законы в этом отношении были категоричны: смерть за смерть (Исх. 21: 12). Выкуп за душу убийцы не допускался (Числ. 35: 31). Даже убийство вора в дневное время расценивалось как преднамеренное убийство (Исх.22:3). Но  человеку, по неволе ставшему убийцей, Моисеев закон предлагал защиту от мщения родственников убитого (Исх.21:13). Закон даже запрещал мстить:   «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18). В месопотамских законодательствах возмездие не считалось нарушением закона. 

В 230 п. Законов Хаммурапи говорится, что если дом рухнет и убьет сына хозяина, то сын строителя этого дома должен быть казнен. Виновность отца таким образом переходила на невиновного сына. Второзаконие (24: 16) исключает заместительное наказание: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».

Месопотамское законодательство было жестче по отношению к преступлениям против собственности, но терпимее к убийству. Законы Моисея – наоборот. Сравнивая оба законодательства, можно заметить, что законодательство царя охраняло права собственников на собственность; законы Моисея – права человека на высоконравственную жизнь «чтобы истребилось зло среди тебя».  Потому за нравственные преступления законы Моисея карали очень строго: смертью за прелюбодеяние (грех против супруга/супруги) (Втор. 22: 22),  за неуважение родителей (грех против родителей) (Исх.21:17), колдовство и жертвы другим богам (грех против Бога)(Исх.22:18,20,Лев.20:27). «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор.23:17).

Законы Хаммурапи только внешне напоминают законы Моисея.  Одни были составлены из присущего каждому человеку стремления сделать свою жизнь безопасней. Другие – из присущего далеко не каждому человеку стремления к нравственной чистоте. Следовательно, законы имели разные источники и разные цели.  

                                                                       

           При цитировании указание источника обязательно.