стр.3

Древние и многоликие

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов

 

Первое знакомство с богами. Шумеры
Шумерская Эрешкигал – мать греческой Персефоны 
Нинурта-Геракл и Аполлон
Забаба –Арес (Марс)  
Энмеркар-Нимрод и старая женщина
Две  богини любви

Боги хотели, чтобы грядущие поколения людей думали, что их было очень много, и они жили на Земле сотни тысяч лет, благополучно пережив несколько всемирных потопов. В мифах часто говорится о жизни богов до Потопа, но редко указывается Потоп. Тем самым их житиё могло быть растянуто на многие сотни лет (что особенно практиковалось в греческой и индийской мифологии). 

 Кроме того, боги имели множество имён. В Греции на каждом острове один и тот же «небожитель» имел разные имена. В Шумерах Мардук был рекордсменом по именам (50 имён, согласно «Энума Элиш»); в Индии Вишну имел 1000 имён1 ; египетская  Исида называлась «многоимённой», "тысячеименной", и даже "той, у которой десять тысяч имен" 2;  персидский «Хормазд-яшт» перечисляет 72 имени Ахура Мазды; в скандинавских  “Речах Гримнира” утверждается, что Один имел не менее сорока четырех имён и тд.

1 Махабхарата XIII 149
2   Фрезер Д. Золотая ветвь.Исследование магии и религии, ХLI.

 Боги очень любили путешествовать. Легенды говорят о том, что шумерские Энлил, Инанна с Энмеркаром, Нинурта и др. были в разных концах света, греческий Дионис со многими героями отправлялся с походами в Индию, египетская Исида приезжала в финикийский город Библ, скандинавский Один часто путешествовал по всему миру и т.д.. Конечно, они путешествовали в те земли не в качестве туристов, но как боги. И в тех странах они также стали богами. Но, естественно, под другими именами.

 По следам богов

 Пережившие Потоп нефилимы стали богами и чувствовали себя вне всякой конкуренции. Однако, получив власть, они тут же стали рвать горло друг другу, каждый добиваясь главенства среди своих собратьев. В мифах всех стран боги всегда воюют друг с другом за власть: дети против родителей, брат против брата, сестра против сестры. И, хотя в шумерских легендах борьба между богами описана только в «Энума Элиш», где Мардук победил драконшу Тиамат и поддерживавших её богов, боги очень часто либо угрожали друг другу, либо очень старательно пытались избежать конфликта с более властным богом. Ведь боги-нефилимы были смертными.

 Замена мёртвого бога живым, носящим имя и исполняющим обязанности почившего бога, было традицией в мифологиях всех древних культур. Так, например, в греческой мифологии насчитывалось, как минимум, 3 Зевса, 3 Ареса, 4 Гефеста, 4 Аполлона, 5 Гермесов и тд. (Цицерон. О природе богов III). Иногда персоналии богов менялись разительно, но имя всё же оставалось. Это особенно заметно на примере греческой богини Артемиды, изображавшейся как многогрудая богиня мать и как дева охотница, и персидского Митры, изображавшегося обвитым змеем львиноголовым существом и как обычный юноша.

Втечение времени к деяниям бога добавлялись деяния других его персоналий, менялись родители и окружение, накладываясь и смешиваясь друг с другом. К тому же один нефилим мог быть сразу несколькими богами. Иногда боги сами «выбирали себе родителей». Так, например: дочь Сина Инанна в одном мифе могла называть себя дочерью Энки, в другом – дочерью Энлила (и вообще, судя по мифам, она не особо уважала своего родного отца,
предпочитая называться дочерью верховного бога). Нанайя зачастую представлялась как дочь своих сыновей. Некоторые боги были очень активны в одной стране и были очень скромны и невидимы в другой. Поэтому проследить мы сможем только деяния нефилимов до 4-5-го, отчасти до 6-го, поколения.

 Многие могут заметить сходство мифологий различных регионов мира. Мифы о создании мира обычно центрируются вокруг очень похожего сюжета. Сначала хаос, потом из моря появилось что-то рептоидное, которое дало жизнь различным гигантским монстрам, потом появились боги, потом боги вели войну с монстрами, потом появились люди, и боги стали рождать от них детей – героев. Потом боги и герои продолжили войну против чудовищ.  Не только сюжет, но и «божественные» персонажи в разных мифологиях обычно очень похожи друг на друга. Не потому ли, что они были одними и теми же богами-нефилимами, пережившими Потоп, а также самими создателями своих мифов?

 Зная натуру послепотопных богов, мы попытаемся восстановить некоторую картину того, что действительно произошло после Потопа. Главным путеводителем по мифологиям различных древних стран для нас будут священные МЕ 1 богов. МЕ были какими-то материальными предметами, которые давали право нефилимам быть богами. Поскольку боги не допускали в свой круг посторонних до тех пор, пока среди них действительно не находилась  достойная замена погибшему богу, эти МЕ переходили из рук в руки внутри сообщества ануннаков. 
Итак, з
накомство с богами мы начнём с Шумер.

1О МЕ нам в основном известно из мифа «Энки и мировой порядок», где рассказывается о том, что Энки раздал всем богам МЕ (право), но Инанна не получила ничего. Она была очень недовольна, и в гневе она перечислила, что Аруру (Нинхурсаг) получила МЕ принимать роды, Нининсина – МЕ на драгоценные камни и украшения; Нинмуг – МЕ создавать диадемы для царей и работать по металлу; Нисаба – МЕ устанавливать границы и быть писарем; Нанше – МЕ инспектировать море и пр., а она, мол, ничего не получила. Позже, правда, хитростью она заполучила все МЕ, которые ещё имел Энки (миф «Инанна и Энки»).

Первое знакомство с богами. Шумеры.

На этом межевом камне (кудурру) Мелишипака (XII в. до н.э., Париж, Лувр) приведены символы наиболее важных богов Шумер. Самых главных из них было 7.

 

Верховным был бог неба  Ан (или Ану, который очень быстро отошёл на задний план), он представлен короной со многими рогами (обычно с 7-ью).  После него верховным богом стал бог ветра – Энлил (или Нунамнир); представлен такой же короной.

Остальные главные боги:  

бог вод Энки (или Эа, Нудиммуд), его символ - голова барана, козлорыба или козерог, черепаха;
иногда его символ- такой же, как у Ана и Энлила; Энки изображался с потоками вод, стекающих с его плеч;

 

 

 

богиня земли и рождения Нинхурсаг (Ки, Ураш, Дамкина, Аруру, Нинмах, Нинтуд, Нинтур и тд.), которая была женой всех троих и матерью Энлила; она представлена символом матки (омега) и ножём;
сын Энлила - бог луны Нанна (или Син, Суэн) представлен полумесяцем;
и внуки Энлила:
бог солнца Уту (или Шамаш), представлен диском со звездой с исходящими от неё лучами; изображался с длинным ножём;

и богиня любви и войны Инанна (или Иштар) представлена звездой; изображалась с крыльями и без, с оружием за её плечами или голой, её животное – лев.

Далее, бог смерти Нергал – родной брат Сина, рождённый богиней Нинлил от Энлила; его символ – скипетр с 2-мя львиными головами. Забаба (его символ - гриф) и Нинурта (его символ –лев или голова чудовищной птицы Анзу, которую он покорил)– боги-воины, братья, рождённые морской богиней Нингикугой (первой Нинлил): Забаба – от Энки, Нинурта – от Энлила. 


  Мардук- бог-воин, сын бога вод Энки и богини-матери Нинхурсаг. Его символ - копьё и дракон Мушушшу. 
 
Мудрец Набу, хранитель Скрижалей судеб – его сын, рождённый от богини любви
Нанайи; он представлен глиняной табличкой с пишущим стержнем и также с драконом Мушушшу.

Богиня врачеватель Бау (Гула, Нинсун, Нинисина) – дочь Ану и Нинхурсаг, изображалась иногда женщиной с собакой, иногда просто собакой; она была женой Нинурты.

Бог грома Адад, сын Ану, был представлен быком и молнией, или просто молнией. Символ богини писарей и складов Нисабы (Шалы) - неясен, возможно, что это -колос или таблицы, на которых учитывали запасы пшеницы. Бог огня Гибил – сын Адада и Нисабы; его символ – масляная лампа.

Ниже - предположительно, исходя из популярности богов и сравнения с другими образцами символов.  Плуг, возможно, представляет Нингирсу-Нимрода; птица – богиню рыб и птиц Нанше, дочь  Энки и Нинхурсаг. Птица на коле, возможно, представляет Нанайю (Сарпанит, Айя, Шерида, Ташмету), дочь Энки и Нисабы, которая была богиней любви и писарем.  Похожий символ она имела в Египте (справа- шумерский, слева- египетский символы).

 

Змей  – символ бога врачеваня и колдовства Нингижзиды (Даму), сына Бау и Нинурты.  Его символом также были две  переплетённые змеи.Изображался с двумя рогатыми змеями, выглядывающими из-за его плеч.

                     
                Илл.: Символ Нингижзиды на вазе в Лувре, рис.1910г..

 

 Скорпион – символ богини клятв, договоров и брака Ишары – дочери Ана и Нинхурсаг. А сноп , возможно, представляет богиню плодородия жену Энлила Нинлил, или богиню урожая Нингикугу. 

Здесь названы почти все основные боги Шумер. За ними мы будем прослеживать до конца этой работы.

 Из известных нам богов, кроме водных нефилимов, к коим относились Тиамат, Апсу, Кингу, Дагон, дети Ана и Тиамат: Энки со своей сестрой-близнецом Нингикугой-Эрешкигал и другие амфибии - Потоп пережили 8 «сухопутных» нефилимов, это: Ан, Нинхурсаг, дети Ана и Нинхурсаг: Энлил, Ишара, Нисаба, Бау, а также сын Энки и Нинхурсаг  Мардук и дочь Энки и Нисабы Нанайя, позже ставшая женой Мардука. 

 

 

Как всё началось в Шумере

 (Шумерские тексты в переводе на англ. - http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/datelist.htm )

В мифе о создании «Энума Элиш» (
http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm ) говорится, что сначала верховными богами были амфибии Тиамат (океан) и Апсу (бездна). Их сыном (и мужем Тиамат) был Ан, который, естественно, также был амфибией, как и его брат  Дагон 1, однако он был богом ...неба.  От Ана и Тиамат родился амфибия - бог вод Энки. От Энки и Нинхурсаг родился воинственный Мардук, и из остальных  богов он то нас пока и интересует.

 

На илл.: Мардук со своим ручным драконом.

 

  Миф повествует, что младшие  боги – дети Ана, захотели свергнуть старших богов- Тиамат и Апсу, однако не рассчитали сил: Тиамат оказалась сильнее, чем они ожидали.  Помимо Ана и его детей, было много морских нефилимов, о которых нам почти ничего известно. Некоторые из них были на стороне Тиамат. Боги испугались, что Тиамат убьёт их и стали искать кого-либо, кто выступит против неё. Тогда сын Энки Мардук, заявил, что согласен сразиться с Тиамат, но только с одним условием: если он победит, верховная власть над всеми богами будет принадлежать ему.  

 1 Дагон изображался с рыбьим хвостом. Он не принадлежал к клану Ана- ануннакам, потому сведений о нём осталось очень мало.

  Мадрук и Тиамат

Боги согласились признать Мардука главным над ними в случае его победы. Мардук победил Тиамат и завладел Скрижалями судеб – материальным признаком верховенства над богами.  Однако потом, после того, как Мардук так упорно настаивал на верховной власти, он вдруг подарил Скрижали судьбы Ану, а позже мы узнаём, что скрижали судьбы оказались у Энлила. Почему? Неужели Мардук или Ан добровольно отдали скрижали?

 Из мифов Ближнего Востока и Греции мы узнаём, что, очищая себе путь к верховной власти, сначала Ан (Крон) убил Мардука (Урана), потом Энлил (Зевс) убил своего отца  Ана (Крона). А в последующих шумерских мифах Ана практически нет, хотя и упоминается его имя. Он просто становится тенью Энлила. Символы богов Ана и Энлила – одинаковы, и сам иероглиф «Ан» означает лишь: «небо, высшие силы, бог».  Он разделяет дворец Энлила в Ниппуре, никогда не имеет отличного от Энлила мнения. Везде, где физически присутствует Ан, нет либо Энки, либо Энлила. Если упоминаются все три, тогда после действий Ана идёт повторение похожих действий Энлила. Например: «Ан недоволен, Энлил огорчён», где по сути может говориться об одном Энлиле.  Поэтому, хотя в шумерских мифах не говорится о смерти Ана от руки Энлила, можно заметить, что в дальнейших мифах его там просто нет. По свидетельству древнего историка Санхуниатона из Бейрута, Энлил (Эл) убил Ана (Эпигея) и возвёл его в ранг божества на 32-ом году правления Ана 1.

1 Eusebius of Caesarea: Praeparatio Evangelica I 10.

Страстью ко власти отличались не только боги, но и богини.  Возможно, что уничтожить Тиамат было идеей  Нингикуги, ведь после смерти Тиамат она стала считаться матерью богов.

 Согласно Бероссу, война между богами (ануннаками) и титанами (детьми Тиамат и другими нефилимами, не подчинившимися Элилу-Зевсу) произошла незадолго до строительства Вавилонской башни. К этому времени Энлил решил покончить со всяким противодействием и стать, наконец, верховным богом. Это значит, что до строительства башни (примерно до 2244 г до н.э) Тиамат, Мардук, Ан и все поддерживавшие их старшие нефилимы были убиты. В Греции борьба с ними была названа титаномахией: борьбой богов с титанами.

Поскольку древне-греческая мифология по количеству легенд, насыщенности деталей и образов опережает мифологию любой другой древней цивилизации, мы примем её за основу и будем часто обращаться к ней в ходе нашего исследования.


Шумерская Эрешкигал – мать греческой Персефоны.

Детьми Нингикуги- морской богини Эрешкигал 1, кроме богов-воинов Нинурты и Забабы, были змееобразное божество подземного мира Намтар и богиня луны Нингал (греч. Селена), ставшая женой бога луны Сина. В Шумере Нингикуга была первой женой Энлила, т.е. первой Нинлил. В Греции Нингикуга также была морской богиней Амфитритой; первой Деметрой; первой Афродитой (когда подросла её дочь Аглая, Афродитой стала она); первой Персефоной. Когда подросла её дочь Нингал, Персефоной (Артемидой) стала она 2. Как богиня луны (Персефона) Нингал, якобы, спускалась в подземный мир (шумер.Кур, греч.Аид) и исчезала там в периоды безлуния, а потом возрождалась вновь.

1 Богиней подземного мира Эрешкигал стала после смерти.
2Артемида была дочерью Деметры - Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6.
   

На иллюстрации: богиня с тройной короной – это Нингал-Персефона.
     (1.Британский музей; 2.Париж Лувр; 3.Лувр (Wikipedia,user Jastrow)
Примечательно, что на всех артефактах она изображается с крыльями и со странного вида ногами.
На шумерской печати 2 тыс. до н.э. (ниже) видно, что она – лунная богиня.

Как богиня луны она имела в руках символ возрождения и вечности (ключ, которым  открывался мир мёртвых), в египетской мифологии получивший название кольца Шен.

 

В Египте данный символ также изображался в руках богов, имевщих отношение к миру мёртвых, и  в лапах птицы-души Ба, подлетавшей к мумии.

На илл.: рис. из Книги мёртвых. Ани,89. Ок. 1250 г. до н. э.

После смерти Нингикуги Эрешкигал второй стала жена Нинурты – Бау. Она также после Нингикуги получила МЕ Деметры, и уже её дочь Нунгал стала следующей Персефоной-Артемидой. Однако мы забежали вперёд. Но не пугайтесь: мы ещё не раз вернёмся к тем же богам.

 

 Нинурта- Геракл и Аполлон

 После убийства Мардука его МЕ - 50 божественных сил (грозное оружие с запряжёнными вихрями), а также сеть и лук, были переданы сыновьям Энлила Нинурте (Аполлону-Гераклу) и Нергалу (богу болезней и других несчастий).

Древне-греческие легенды повествуют о том, как сын Посейдона (Энки) и Геи (Нинхурсаг) великан Антей (Мардук) был убит Гераклом (Нинуртой). Некоторые подвиги Геракла (Нинурты) были записаны также и в Шумере. Так, например: Нинурта убил 7-головую змею и бизона, Геракл убил 7-головую гидру и дикого быка.   

На илл.: Геракл/ Нинурта побеждает Керинейскую лань

 Спутником Геракла был его брат Ификл, спутником Нинурты – его младший брат Забаба. Согласно Геродоту, первый Геракл был не героем, рождённым от женщины, а богом, причём очень древним: одним из 12 древних египетских богов1. Геракл-Нинурта был в Египте древним и почитаемым богом войны Монту, но об этом позже. Получается, что в убийстве Мардука были задействованы и Ан, и Нинурта.

1 Геродот, Евтерпа, II:43.

 
Илл.:Нинурта с птицей Анзу
Austen Henry Layard 'Monuments of Nineveh, London, J. Murray, 1853. Википедия. Фото Georgelazenby.

 Мардук исчез из легенд, и его место занял Нинурта, воинственный бог грозы, т.е он стал одновременно и Нинуртой, и Мардуком.  Боги были заинтересованы в том, чтобы имена наиболее популярных и сильных богов имели долгую жизнь.

Нинурта был во многом похож на Мардука. Оба отличались невероятной силой, храбростью и стремлением к власти. С оружием Мардука Нинурта также, как и Мардук, победил дракона, поэтому отличить одного от другого было трудно.  В легенде «Возвращение Нинурты в Нибру» Нинурта хвастался, что он подчинил для Энлила все земли и всех богов, и ануннаки разбегались от него в страхе, как мыши. Энлил уважал Нинурту.

 Потом из мифа «Энки и мировой порядок» мы узнаём, что Энлил отдал скрижали судьбы Энки. Позже мы увидим, что ни один из богов не занимался благотворительством и не передавал во своей воле регалии власти. А пока мы просто предположим,  что, поскольку Энлил благополучно верховодил в Палестине (как бог Эл), в Египте (как бог Ра), в Греции (как Зевс), в Индии (как Брахма) и т.д., то ему просто  хотелось идти завоёвывать другие страны, и он сам передал власть Энки. Таких амфибий, как Энки, Тиамат и Оаннес, спаслось довольно много, а земных нефилимов, как Энлил и Нинхурсаг, было всего несколько.  Энлил имел порядок, суббординацию и много оружия, припасённого с допотопных времён, поэтому установить своё верховенство в других землях для него не было проблемой.   

 Когда скрижали судьбы оказались у Энки, они были похищены у него птицей Анзу.

 
На этой печати изображена похожая сцена: Нинурта со своими двумя помощниками приводят к Энки человека-птицу, однако, судя по текстам, Анзу всё же было существом ужасающим.

Нинурта поймал Анзу и возвратил скрижали Энки. Что произошло потом, описано в легенде «Нинурта и черепаха». Сначала Энки обрадовался, увидя Нинурту со скрижалями. Но потом, поняв, что Нинурта стремится к власти и планирует что-то плохое для него, решил первым уничтожить его. Легенда говорит, что Энки послал на Нинурту огромную черепаху, которая стала рыть большую яму и затянула Нинурту в неё. Черепаха была одним из символов Энки, потому вполне возможно, что Энки был вовлечён в убийство Нинурты.

Нинурта относился к первому поколению богов, рождённых в первые годы после Потопа (наряду с женой Энлила – Нинлил, 8-мью близнецами Нинхурсаг, среди которых была Нанше,  дочерью Энки и Нингикуги – Нингал и др. ). Он был женат на дочери Ана богине-лекаре Бау (Нинсине, Нинсун, Гуле), и их сыном был Даму-Нингижзида.

Для того, чтобы убедиться, что Даму и бог-лекарь Нингижзида, связанный с подземным миром, есть одно лицо, достаточно сравнить несколько легенд, в которых говорится, что: Нинсина от мужа Пабилсага имела сына Даму 1, Нинсина – это Бау 2 , Пабилсаг - это Нинурта 3, Даму - это Нингижзида 4,  т.е. Бау от Нинурты имела сына Нингижзиду. И далее - Нингижзида – сын Ниназу 5 и Эрешкигал 6. Следовательно, у Бау-Эрешкигал от Нинурты- Ниназу был сын Даму-Нингижзида. Так мы узнали, что Бау также была богиней подземного мира Эрешкигал.

Однако в другом месте говорится, что Ниназу 8 (Нинурта)  был не мужем, а сыном Эрешкигал7.  Здесь уже речь идёт о матери Нинурты Нингикуге, которая была первой Эрешкигал (Бау была Эрешкигал второй).

Нингикуга также была богиней Лето- матерью Аполлона-Нинурты и Артемиды-Нингал.

1«A shir-gida to Nininsina» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4221.htm
2«
Nininsina and the gods» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4226.htm
3«
A shir-namshub to Ninurta» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr42707.htm
4«
Ningishzida's journey to the nether world» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm
5«
A balbale to Ningishzida» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4191.htm
6«
Ningishzida's journey to the nether world» http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm
7
The death of Gilgamesh
8
В мифе "Энлил и Нинлил" говоится, что Ниназу , которого родила Нинлил. Первой Нинлил, как мы увидим позже, также была Нингикуга.


Забаба –Арес (Марс)

Частым спутником, другом и братом Нинурты (Аполлона-Геракла) по матери был бог-воин Забаба. В Греции он был богом войны Аресом, героем Тесеем и Ификлом. С Гераклом он был Ификлом. В жестокой схватке, когда необходимо было быть беспощадным, он был Аресом. Когда в битве необходима была рассудительность, он был Тесеем. 

Нинурта и Забаба часто путешествовали вместе с Нимродом (греч.Пелеем/Крефеем). И, как мы увидим позже, Забаба разделял с Нимродом МЕ Ареса.

Забаба был главным богом города Киша, и там его женой считалась богиня любви и войны Инанна (греч. Афродита и Афина). Греческие мифы говорят о любовной связи Афродиты с Аресом. Однако, Энмеркар-Нимрод хвастался, что Инанна – его любовница 1. Возможно, что Аресом, который был любовником Инанны, был Нимрод. Хотя, учитывая любвеобильность Инанны, не исключена вероятность того, что она также была любовницей Забабы, потому что Тесей (Забаба) был героем Аттики – царства Афины (Инанны).

1 Enmerkar and En-suhgir-ana

Энмеркар-Нимрод и старая женщина

В легенде «Лугальбанда в горной пещере» говорится о том, что, когда Энмеркар собирал армию против Аратты (на завоевание которой ушло несколько лет), он ездил на «шторме», на «сверкающем металле, спускавшемся с небес на землю», вокруг которого, «как молнии, сверкали острые стрелы» 1  Этот летательный аппарат Энмеркар имел ещё до того, как Аратта была покорена, до того, как он стал Нином - завоевателем дальних земель. Это значит, что этот аппарат дал ему в пользование Нинурта, который пользовался им после победы над Мадруком. Нинурта знал Энмеркара с детства 2 и, видимо, доверял ему.

Когда Нимрод-Энмеркар воевал с Араттой, он женился на «старой женщине», которая предложила ему разделить с ней трон 3 . Там  говорится, что сразу по её благославению скот стал быстро плодиться. Значит старая женщина была богиней плодородия, а трон в Уруке в то время имела только одна богиня плодородия – Нисаба. Старой мудрой женщиной Нисаба зовётся также в мифе «Энлил и Нинлил» 4. В мифе «Энмеркар и Энсухгир-ана» говорится о том, как чародей из Аратты сделал так, что коровы Урука перестали давать молоко. Два пастуха Нисабы, «сыновья одной матери»,  воззвали о помощи. На их призыв пришла мудрая женщина, которая остановила колдовство, убив колдуна, но перед этим укорив его в том, что он посмел состязаться «в колдовстве с Нисабой». Здесь, по всей вероятности, мудрая женщина – та же Нисаба. И два пастуха – её сыновья, одним из которых был Думузид, а вторым Энкимду, который вместе с Думузидом сватался к Инанне.

Так в Уруке оказались Энмеркар и его генерал Лугальбанда, Нисаба и её сын Думузид, ставший правителем после Лугальбанды, и Инанна, которая в то время уже была женой Думузида. Кроме того в Уруке часто бывали брат Инанны – бог солнца Уту (Шамаш), его жена Нанайя (Сарпанит, Шерида) – вдова Мардука, а также сын Нанайи и Мардука  Набу, который под именем Ниншубур был близким другом Инанны.

 В Греции Нисаба была морской богиней Фетидой- единственной из греческих богинь, заключившей брак со смертным. Смертным был Пелей-Нимрод.  Другой миф говорит о том, как Дионис-Нимрод 5, спасаясь от преследования Ликурга, бросился в море, где его сохранила Фетида 6. Его Спасла его жена Нисаба-Фетида.

1 http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr1821.htm, 47-58.
2 Энмеркар хвастался, что Нинурта держал его на своих коленях -“
Enmerkar and En-suhgir-ana
3 «
Enmerkar and Lord of Aratta».
4  Там она - Нун-бар-шегуну; чтобы было понятно, что речь идёт о Нисабе, сравните с мифом «Enlil and Sud».
5 В том, что Нимрод был Дионисом, вы сможете убедиться позже.
6 Гомер.Илиада
VI 135$ Pseudo-Apollodorus, Bibliotheca 3. 34

 Ранее мужем Нисабы был бог зерновых складов Хайя (другое имя  бога зерна Дагона), и она поэтому тоже была богиней плодородия. Нимроду необходимо было принять регалии, соотвествующие регалиям жены и символизирующие что-то  близкое к плодородию. Его регалией стал пастуший посох, хотя он и остался воином. С этим посохом он пришёл в Египет, где стал богом Анджети. Также, благодаря Нисабе,  Нимрод стал аморейским богом-воином Амурру и вначале завоёвывал земли для Энлила вместе с Нинуртой и Забабой. Оба: Анджети и Амурру , изображались с посохом пастуха.

Нисаба была связана с морем. Её первым мужем был бог моря Энки. От него она имела дочь Нанайю, рождённую до Потопа, а также сыновей, среди которых был Думузид. Дагон (шумер.Хайя) – морской нефилим, был её вторым мужем. От него Нисаба родила Нинлил, которая стала женой верховного бога Энлила. От бога ветров Ишкура/Адада, родившегося после Потопа, она родила бога огня Гибила/Гефеста. Нимрод-Пелей был её четвёртым мужем, и, возможно, не последним.

                                          

               
Две  богини любви

  Дочь Нисабы, Сарпанит (греч.Эос), была женой Мардука (греч.Астрея) и поначалу была только богиней утреннего света, зари. Позже она стала Нанайей -богиней плотской любви, т.е. разделила этот аспект с Инанной, которая считалась богиней плотской любви Афродитой (после смерти дочери Нингикуги Аглаи) и богиней войны Афиной. Нанайя была старше Инанны на несколько десятилетий ( что, конечно, в то время практически ничего не значило), но именно Инанна обучила Нанайю «искусству любви»1. Нанайя была хорошей ученицей и намного опередила свою учительницу: очень скоро в бесстыдстве ей не было равных. Когда подрос её сын писарь Набу, она стала его спутницей, писарем Ташметум. После смерти Мардука она вышла замуж за бога солнца Уту (Шамаша) и стала Шеридой (Айей).

 

В Греции Нанайя также была Европой, которую вскоре после Потопа похитил Зевс (Энлил)и за это, якобы, сделал её царицей Крита. Позже она появляется как критская царевна Ариадна, которая вывела героя Тесея (Забабу) из лабиринта, где чудовище Минотавр пожирало людей (очевидно, что Забаба остановил человеческие жертвоприношения, устроенные на Крите братом Набу/Радаманфа  Миносом). Миф говорит, что Тесей (Забаба) хотел жениться на Ариадне, но потом ему во сне явился Дионис (Нимрод) и повелел оставить Ариадну для него. От Диониса (Нимрода) Ариадна родила 4 сыновей. Это те же сыновья, рождённые Демоникой (Нанайей) от Ареса (Нимрода). Мифы повествуют о том, что Афродита (Инанна) ревновала Ареса (Нимрода или Забабу) к Эос (Нанайе), которую как-то застала в постели с ним.  К сыновьям Нанайи и Нимрода мы ещё вернёмся. 

1 «Нанайя, хорошо обученная святой Инанной» - « A tigi to Nanaya for Išbi-Erra»  

                                                                                       

           При цитировании указание источника обязательно.