стр.7   (продолжение Боги Египта)

Предисловие
Отзывы

Содержание

с.2 Историки и  Библия.
Нефилимы.
Энмеркар.
Нин.
Семирамида.
Лугальбанда.
Думузид.

Первые итоги.

с.3-4
Шумеры и Греция

с.5
Хурриты, хетты. Угарит,
Ханаан, Финикия.

с.6-9
Боги Египта.

с.10-12
История 
Египта

с.13-14,21
Индия и 
Троянская
война.

с.15
Греция до
Троянской
войны.

с.16
Скандинавия

с.17
Кельты.

с.18
Славяне.
Скифы.

с.19
Америка

с.20-21
Оружие 
богов.

с.22
Зороастризм

с.23
Итоги

с.24
Хаммурапи.

с.25
Боги после смерти

с.26
Кем были боги

с.27
Голубая кровь

с.28
Их планы

Приложение:
генеалогии

Приложение:
Ме богов



Монту, Амон, Мут, Хонсу
Ра, Атум, Хепри
Тот, Хнум
Пта, Секхмет, Нефертум, Маахес
Апедемак
Хатор,Серкет, Нехебкау,Хатмехит
Банебджедет - господин Джеда
Анубис, Амат, Таурт
Анджети-Шаи-Осирис,Месхенет-Хекат-Исида  
Шу,Тефнут,Онурис-Анхур  

Нут - Геб, Тот-Сешат, Аментет

Нанайя была богиней неба Нут. Её изображали как женщину со звёздным телом, перегнувшуюсяся через лежащего Геба, и как небесную корову Хатор, и как священное дерево, кормящее усопших в их загробной жизни. Образы дерева и ночного неба достались Нанайе, когда она стала  второй Юсаасет после матери Уту Нингал (ночной богини Артемиды-Селены – первой Нут). 

Нанайя была также спутницей Тота писарем Сешат, как и в Шумере, где она была спутницей Набу писарем Ташметум, и как в Греции, где она была матерью Орфея-Набу писарем Каллиопой.

                
Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом
Нанайя как богиня Аментет (на рис.слева) также была защитницей мёртвых. Люди верили, что она живёт в дереве на краю пустыни, где она встречает усопших  перед вратами мира мёртвых и даёт им еду и питьё.  Став Нут, Сешат и Юсаасет, она записывала на священном древе деяния фараонов, чтобы помочь их душе воскреснуть.

                                         thoth_seshat_Amun_treeoflife_Hermopolis.jpg (77132 bytes)
Сешат с Тотом и Атумом записывают деяния фараона на древе жизни (рис. с барельефа в Гелиополе)

Нанайя также была богиней Нехбет, покровительницей фараонов Южного Египта. 

Гебом, очевидно, был вначале Энлил. Поскольку его священным атрибутом был гусь как и у Амона –Энлила. Но, когда Геба стали изображать лежащим с  эректированным членом под Нут, это уже, конечно, был Тот. В то время эректированный член был только его автографом, да и с Нанайей они всегда были вместе.

                   Монту, Амон, Мут, Хонсу

Атум (Уту) был на севере Египта, на юге страну охранял сын Энлила бог войны Монту (Нинурта-Геракл). Согласно Геродоту, первый Геракл был из числа 12 первых египетских богов1, т.е. Нинурта-Геракл был богом Монту. Позже, когда в Фивах Нинурта-Монту стал претендовать на титул бога солнца, Энлил приехал туда с богиней Уасрет (Нисабой, имеющей скипетр своего первого мужа Сета-Адада на её головном уборе),   и утвердил там почитание себя, как бога солнца Амона.

Позднее с Энлилом-Амоном в Фивы приехала богиня-мать Мут-Нинлил и их сын бог луны Ях-Син. Когда Син (греч.Лаомедонт) был убит Гераклом (Нинуртой), вместо него в Египет приехал сын Сина  греч. Ганнимед (предположительно, шум. Папсуккал ), который стал молодым богом луны –Хонсу.

1Геродот. История II 43.

                           Ра, Атум, Хепри

Когда Уту-Атум объявил себя  богом- создателем, Энлил приехал и к нему. Там он установил поклонение себе как высшему божеству Ра. Тогда Уту установил культ тройного божества солнца: его сын Актий1  стал богом утреннего солнца Хепри, Ра стал богом полуденного солнца, а сам Атум – вечернего солнца.
После смерти Энлила Уту стал Ра-Атумом.

 
На рис.:Ра-Хоракти, Атум и Хепри

1 Актий - сын Гелиоса (Уту) и Роды (Нингал), один из семи гелиадов (семи сыновей Гелиоса и Роды), который, согласно мифу, после убийства брата бежал в Египет и основал Гелиополь.  Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 56, 57.

           
                               Тот, Хнум

Когда Энлил стал реже приезжать в Египет, Тот-Набу в г.Гермополе основал свой культ бога-создателя. Там он объявил себя создателем всех 8-ми первичных богов, включая Амона. Амон в Гермополе считался невидимым богом, который находился невидимо везде и во всём. Энлил, возможно, никогда не приезжал в Гермополь, находящийся в центре Египта. Как только Энлил погиб, Тот-Набу стал Мином-Амоном и Мином-Амоном-Ра.

Гермополь считался городом Гермеса-Тота, но у египтян он назывался городом восьми, или «Кхнуму» (Khnumu).  Как создатель 8-ми, такое имя: Кхнум или Хнум взял для себя Тот, чтобы править в самой южной части Египта и в Нубии. Позже Хнум-Набу стал также богом создателем и богом солнца Херишефом.

                       
На иллюстр.: корона Тота и Хнума одинакова. 
 

         Пта, Секхмет, Нефертум, Маахес

                                            

Инанна- львиноголовая богиня войны Секхмет (Афина) пришла в Мемфис со своим сыном от Пта (Гибила-Гефеста) Нефертумом (шумер.Шарой, греч.Эрихтонием). Они восстановили почитание Гибила как бога- создателя. Возможно, что Гибил-Пта к этому времени был уже мёртв, поскольку изображался в мумифицированной форме.
Инанне, как богине покровительнице северного Египта Уаджет, и её сыну Нефертуму поклонялись в Буто (дельта Нила).

 Секхмет-Инанна имела ещё одного сына – воинственного бога Маахеса (Махеса, Михоса).  Он изображался либо с головой льва, либо как лев со цветком лотоса. С головой льва и цветком лотоса иногда изображался и Нефертум.

                                
                          На рис.: Маахес и Нефертум

 Потому считается, что Нефертум и Маахес были братьями. Братом Шары был сын Инанны Мелькарт, который, как было показано выше, был также богом Собеком. Значит Мелькарт был Собеком и Маахесом.

                                                 Апедемак

Был ещё один львиноголовый бог -Апедемак. Это был бог войны.Он больше был известен на юге, в Нубии. Однако его женой считалась египетская Исида, а сыном – Гор. Иногда Апедемак изображался с крыльями. Апедемаком, как мы увидим позже, был сын и муж Исиды Ниний (Ахилл). Потом его заменил Мелькарт.

                            
                             
     Хатор

Под именем Хатор, как и под именем Астарты, могла находиться любая богиня из ануннаков: Инанна, Нанайя, Нинхурсаг, Бау, Нисаба, Нинлил и др.

                                      

Семь Хатор на стене храма в Дендере.

                     Серкет, Нехебкау, Хатмехит

Ишара (как и Веста в Греции) стала богиней клятв Серкет. В Египте у неё был тот же символ скорпиона, как и в Шумере. 

  Нингижзида явился как  двуголовый змей Нехебкау.   Сравните символ шумерского бога врачевания и подземного мира Нингижзиды с этой резьбой на рукоятке доисторического ритуального ножа из Египта.

           

1.Символ Нингижзиды.
2.Нож из Музея Питри, Лондон.
3. Зарисовка ножа с Гебел Тариф, Vandier Jacques. Manuel d'Archéologie Égyptienne 1952, fig
.366. 

 В египетском  городе Мендесе почиталась богиня рыб Хатмехит (шум. Нанше, греч.Харибда). После её смерти Хатмехит второй стала её дочь Нинмарки, которая к тому времени, после Нисабы (Нефтиды 1), стала Нефтидой 2-ой, спутницей Исиды.

 Позже Хатмехит стали поклоняться в составе триады, в которую, кроме неё, вошёл четырёх-головый бог Банебджед (Банебджедет) как её муж, а также  ребёнок Гор. 

 Здесь мы сразу оговоримся: детей горов, как и взрослых горов было довольно много. «Гор» - не было личным именем, скорее эпитетом, подобному эпитету  «ваал» в Финикии, который означал лишь: «господин, владыка, царь». Все цари в Древнем Египте считались горами.

 
                        Банебджедет - господин Джеда.


Имя «Банебджед» означало «ба (т.е.душа) господина Джед», где «Джет» - символ Осириса после его смерти. Следовательно, Банебджедом был кто-то, кто стал владельцем Джета после смерти Осириса.

Джет был очень важным царским символом стабильности и благополучия, наряду с акхом (означающем: жизнь) и уасом (власть). Как появился этот символ – неизвестно. О том, что он означает, существует много различных мнений (позвоночник, фаллос, древо жизни, древо, в которое врос гроб с Осирисом и пр.), и, похоже, ни одно в точности не объясняет природу его происхождения. Хотя, как вы могли уже видеть, боги не особо беспокоились о многозначительности своих символов. Ломать голову над их значениями они оставили нам. Поэтому важнее всего понять, что джед был самым важным знаком власти и, как самый важный, он мог иметь самого важного в Египте хозяина. А им был Набу-Гермес-Тот, которому Энлил (Эл) передал Египет.

  Был ли у Нанше или Нинмарки сын от Набу-Тота, египетские мифы ответа не дают. Египеские боги были либо бездетны, либо имели одного ребёнка (исключение, похоже, составляла только пара Нут-Геб, которые, якобы, родили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду). Возможно, что Нанше, или Нинмарки, была Герсой, которая родила от Набу-Гермеса Кефала; а может просто нимфой, которая родила от Гермеса Дафниса. Гор, которому поклонялись в составе  Мендесской триады, так и остался ребёнком или Гарпократом (Har-pa-khered по египетски).

  Тот-Набу соединил в образе Банебджедета четыре своих воплощения:Тота, Мина, Хнума и Мина-Амона. На юге он был Хнумом, а на севере, в Мендесе, – Банебджедом или Бафометом Мендеса.

 На изображении Бафомета, созданном Элифасом Леви в сер.XIX в., можно видеть кадуцей Гермеса-Тота. 

                                 Анубис

Бог подземного мира и мастерства мумифицирования Анубис считался сыном Нефтиды и Осириса. Очевидно, он был одним из трёх сыновей, рождённых Тиро (Нефтидой- Нисабой) от Крефея (Осириса-Нимрода). Диодор рассказывает, что в поход с Осирисом выступили « два его сына — Анубис и Македон, оба отличающиеся храбростью. ...Анубис надел на себя голову собаки, а Македон — голову волка»1. Это значит, что один его сын стал богом Анубисом (с головой собаки), а другой – также богом-покровителем умерших  Упуаутом (с головой волка).

На илл.:Анубис на папирусе Ану. XIII в.до н.э.

1Диодор Сицилийский,Историч. Б-ка I 18. http://www.egyptology.ru/antiq/diodor-leg.htm

                                        Амат

  Хотя греческие мифы говорят о том, что в Египте ( в мифах обычно Египет называется Эфиопией и Ливией ) произошли сражения с какими-то из богов, и те боги превратились в чудовищ, египетская мифология имеет очень мало чудовищ. Конечно, при сравнении образов греческих богов с египетскими, сами египетские боги с головами различных животных и птиц кажутся монстрами. Однако под чудищами обычно подразумевались опасные для богов и людей существа. Таких в египетской мифологии почти нет.

 Есть там страшное чудище Амат (Аммут), живущее в подземном мире Дуате и пожирающее души грешников. Кто она, и как она туда попала, египетские мифы умалчивают. Амат состояла из частей различных животных, так же как греческая Химера-Нунгал-Персефона, живущая в подземном мире Аиде. Амат-Нунгал была богиней возмездия за грехи, как её греческий двойник Немесида-Нунгал.  Греческие мифы говорят о том, что Нунгал-Химера была убита в Ливии (т.е. в Египте). Возможно она жила там какое-то время. До её убийства Персей-Уту, якобы в Египте, убил Горгону (Аглаю) и Кето (Нингикугу), но в образе чудовищ  их там нет.


                               Таурт

Таурт (Тауэрт ), она же Опет —богиня покровительница беременных женщин и новорождённых, а также покойных в загробном мире Дуате, тоже изображалась чудищем, хотя и не была отрицательным персонажем. Возможно, что отрицательным персонажем её просто не успели сделать. В Шумере богинями рождения были Тиамат-Намма и Нинхурсаг-Нинмах 1. Нинхурсаг, помимо этих имён, имела ещё множество имён, отчего многие считают, что в Шумере было много богинь рождения. Однако это не так, потому что МЕ богини рождения было только два.  Остальные помогавшие в родах были второстепенными богинями, не имевшими МЕ. После Тиамат богиней рождения стала Нингикуга, после смерти Нингикуги - Бау. После Бау богиней стала Семирамида. После смерти Нинхурсаг богиней на недолгое время стала Нинлил. Кто же из них был Таурт?

Таурт иногда считалась женой Сета (Адада), иногда женой Апопа (Нергала), часто она изображалась с Бесом (на илл.:Таурт и Бес). Ею могла быть только Бау, которая как Хебат была женой Адада; как Эрешкигал она считалась женой бога смерти Нергала; и от Лугальбанды она родила Гильгамеша.

Бау также была богиней рождения Хекат, изображавшейся в виде лягушки,  и богиней влаги Тефнут.

1 «Enki and Ninmah».

А здесь она со своей дочерью Химерой- Амат (Нунгал).

                    
Илл.: изображение на потолке храма Хнума в Эсне.

Анджети-Шаи-Осирис, Месхенет-Хекат- Исида

Нимрод вначале, благодаря его женитьбе на Нисабе, был известен в Египте как малозначительный бог плодородия Анджети. В то же время в Греции он был Дионисом (ещё не богом). Когда Семирамида вышла замуж на Нимрода-Анджети, она стала сначала богиней плодородия Месхенет, и изображалась так же, как и её муж с символом плодородия (матки) на голове.


На илл.: 1.Месхенет; 2.Анджети; 3.Шаи и Исида.

Однако официально мужем Месхенет считался не Анджети, а  Шаи - бог виноградной лозы ( или тот же Дионис-Нимрод) и судья мёртвых (или тот же Осирис-Нимрод).

Женитьба Нимрода и Семирамиды произошла почти в то же время,  когда была убита Нинхурсаг. И символ матки был её символом (см.на илл.ниже: Нинхурсаг и её символ. Багдад.Иракский музей).

Кроме того, образ Месхенет помещали на специльные кирпичи для рождения (на рисунке вверху), а в шумерской легенде «Энки и новый мировой порядок» 1 говорится, что Нинхурсаг (в тексте:Аруру, Нинтуд) получила право принимать роды и получать священные кирпичи для рождения. Поэтому, наверняка, богиней рождения Месхенет поначалу была Нинхурсаг. Её МЕ богини рождения получила Семирамида.


Илл.: сцена рождения -зарисовка со стены храма в Эсне.

Как бы ещё египтяне имели такой же необычный способ родов на священные кирпичи, как и у шумеров?

Вскоре после женитьбы
Семирамиды и Нимрода погибла Бау, которая также, как и Нинхурсаг, была богиней деторождения. Её имя было Хекат. Получив МЕ Бау, Семирамида стала шум.Бау/Гулой, греч.Деметрой, егип. Хатор и Месхенет-Хекат,  а также Исидой. А Нимрод стал богом Осирисом (и греческим богом Дионисом). Осирис и Исида вначале были богами Гелиополя, а потом и всего Египта. Хотя египетский миф говорит, что в том, что Осирис стал царём, была заслуга Исиды, на деле было наоборот: именно Нимрод завоевал для Семирамиды те позиции власти, которые она получила в Египте. Позднее, после смерти Осириса,  Исида стала также богиней войны Менхит, женой Хнума2  -Тота и матерью Хеки.

1 (http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr113.htm , 395
2 Менхит, Месхенет и Хекат в разных городах считались жёнами Хнума, хотя это была одна Исида

                Шу, Тефнут, Онурис- Анхур

Вначале в Гелиополе Шу (воздухом) был Лугальбанда-Бес, который изображался с перьями на голове, что говорило о его воздушной натуре. Его женой была Тефнут (влага) – Бау. Потом, когда умерла Бау, вместо неё Тефнут стала Семирамида. Оружие Лугальбанды-Беса наследовал его сын Гильгамеш-Геракл, и потом Мелькарт (об этом позже). Так Мелькарт стал Шу, а Исида- Тефнут. Тефнут и Шу изображались также в облике львов, что говорило об их воинственной натуре.

Бога Шу (Мелькарта) египтологи отождествляют с богом Анхуром (Мелькартом), потому что миф о Шу говорит о том, что он привёл из Нубии глаз Ра львиноголовую Тефнут, а миф об Анхуре повествует о том, что он вернул из Нубии в Египет глаз Ра львиноголовую богиню Менхит. Анхуром, как мы увидим позже, был Мелькарт, а львиноголовой Менхит тогда была Семирамида-Исида.

Вначале Анхур был Онурисом1, но по возвращении из Нубии его имя было заменено на Анхур, что означает: «тот, кто возвращает отдалённую» 2. В Нубии он был известен как  бог Аренснуфис. Это почти всё, что о нём известно.

1J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, Chicago 1906, Part Four, § 355. Harris papyrus
2
The Way to Eternity: Egyptian Myth, F. Fleming & A. Lothian, p. 56. 

Чтобы Нимрод и Мелькарт не возомнили о себе слишком высоко, Тот (Геб) объявил себя их отцом, а заодно и отцом Сета и Исиды. Таким дипломатичным ходом Тот поставил себя не просто выше их всех, но и как-бы посредине, не становясь на чью-либо сторону. Тот был очень расчётлив, такой ход давал ему возможность с достоинством перейти на сторону любого, кто победит.



 На амулете изображён Тот в облике его священного животного - павиана и Сет в облике своего животного, которое до сего дня не было идентифицировано.

Вот пока и всё о богах. А теперь нам необходимо выстроить последовательность событий в Египте согласно его мифологии, чтобы потом увидеть, насколько она совпадает с историческими событиями, описанными в исторических документах. Мифы Египта в основном центрируются вокруг истории Осириса, Исиды и Гора.  С них мы и начнём. 

                                                 

             При цитировании указание источника обязательно.